Версия сайта для слабовидящих

Из опыта работы по использованию тренажёров для подготовки к ЕГЭ по математике

Автор: Жидкова И.А.. Опубликовано в Точные науки

Автор разработки: Жидкова Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» высшей квалификационной категории.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК, 2012 год.

Лауреат в номинации «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ», приказ управления образованием муниципального образования Тбилисский район от 17 апреля 2012 года № 223 «Об итогах муниципального конкурса методических и дидактических материалов, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик».

Математические дисциплины достаточно серьезны, трудны для понимания, требуют усидчивости и произвольного внимания и, что греха таить, увы – не всем даются. Однако серьезность предмета вовсе не означает, что уроки математики должны быть скучными и неинтересными. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли».

Как же сделать так, чтобы занятия математикой были и интересны и познавательны?

Хочу поделиться опытом своей работы по обобщению знаний учащихся по теме «Квадратные уравнения», организуемой для всех обучающихся класса.

Тема «Формирование умения решения квадратных уравнений в 8 классе» выбрана мною, так как она актуальна в современном мире; это объясняется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики, в решении важных прикладных задач.

С началом изучения систематического курса алгебры основное внимание уделяется способам решения квадратных уравнений, которые становятся специальным объектом изучения. Для этой темы характерна большая глубина изложения и богатство устанавливаемых с ее помощью связей в обучении, логическая обоснованность изложения. Поэтому она занимает исключительное положение в линии уравнений и неравенств. К изучению этой темы учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточно большим запасом алгебраических и общематематических представлений, понятий, умений. Умение решать квадратные уравнения служит базой для решения других уравнений и их систем (дробных рациональных, иррациональных, высших степеней).

Для того, чтобы решить любое квадратное уравнение, учащиеся должны знать:

  • формулу нахождения дискриминанта;
  • формулу нахождения корней квадратного уравнения;
  • алгоритмы решения уравнений данного вида.

уметь:

  • решать неполные квадратные уравнения;
  • решать полные квадратные уравнения;
  • решать приведенные квадратные уравнения;
  • находить ошибки в решенных уравнениях и исправлять их;
  • делать проверку.

Цель этих дидактических материалов — помочь ученикам лучше усвоить программный материал, учителям – проверить усвоение темы.

Использование дидактических материалов на уроке способствует отработке навыков самостоятельной работы.

Цели и задачи обучения

обучающие:

  • повторение и систематизация знаний школьников по теме «Решение квадратных уравнений»;
  • закрепление у школьников навыков решения квадратных уравнений;

развивающие:

  • формирование у школьников таких приемов мышления и мыслительных операций как сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация, умение делать логические выводы и заключения;
  • расширение общего кругозора учащихся и их интереса к математике.

воспитательные:

  • воспитание самостоятельности и ответственности.

Методика использования демонстрационных материалов

Задачи подобраны таким образом, чтобы еще раз обратить внимание на трудно усваиваемые моменты, возможные (часто допускаемые) ошибки, например, определение коэффициентов в неполных квадратных уравнениях или уравнениях нестандартного вида. Опыт показывает, что школьники часто незаслуженно забывают теоремы Виета. Может быть потому, что не до конца осознают их значимость, не видят их практической применимости? Поэтому задания требуют от школьников применения теоремы Виета и демонстрируют красоту математических решений с ее использованием.

Положительным примером применения дидактических материалов служит результат сдачи ГИА моими учащимися. По результатам ГИА все выпускники 9-х классов получают положительные отметки.

Список литературы

  1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 287 с.
  2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 255с.
  3. Мордкович А.Г.. Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2004. – 287с.
  4. Бекаревич А.Б. Уравнения в школьном курсе математики. – М., 2000. – 241с.
  5. Глейзер Г.И. История математики в школе VII – VIII классы. – М., 1982.
  6. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Маркушевич Л.А. Уравнения и неравенства в заключительном повторении курса алгебры средней школы // Математика в школе. – 2001. - №1. – с.15.
Author: Nataly