Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ

Урок был проведён в 2010-2011 учебном году в рамках Недели Безопасности. Автор разработки - учитель начальных классов Мазурова Ольга Николаевна.

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима! Что с собою принесла?»

Учитель:Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По полям и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай!

Учитель: Ребята, вы любите зиму? Ждете её прихода? Почему? Что происходит в природе с наступлением зимы? (Ответы учащихся)

Учитель: А что такое гололедица? (Ответы учащихся)

Учитель: ГОЛОЛЕД – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0'С до минус 3'C. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров. ГОЛОЛЕДИЦА – это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель.

Учитель: А вы хотите увидеть гололедицу? Давайте её пригласим сюда, пусть она расскажет нам о себе. (Входит Гололедица). Гололедица, расскажи нам, как надо себя вести на улице, когда ты пожалуешь к нам?

Гололедица: Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Гололед зачастую сопровождается обледенением. В этом случае особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

Учитель:А если вдруг все-таки вы упали и получили травму, что же делать? (Ответы учащихся) Пусть нам расскажет об этом наша школьная медсестра.

Выступление медсестры.

Учитель: Ребята, а какие ещё неприятности может преподнести нам зима? (Ответы учащихся). Давайте пригласим к нам Метель.

Метель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете кто я такая? МЕТЕЛЬ – перенос снега ветром в приземном слое воздуха.Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели, наряду с перераспределением, происходит выпадение снега из облаков.

Учитель: Я расскажу вам, ребята, как нужно себя вести во время прихода этой коварной гостьи:

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К МЕТЕЛЯМ И ЗАНОСАМ.

Если Вы получили предупреждение о сильной метели, плотно закройте окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стекла окон оклейте бумажными лентами, закройте ставнями или щитами. Подготовьте двухсуточный запас воды и пищи, запасы медикаментов, средств автономного освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи), походную плитку, радиоприемник на батарейках. Уберите с балконов и подоконников вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком.

Включите радиоприемники и телевизоры – по ним может поступить новая важная информация. Подготовьтесь к возможному отключению электроэнергии.

Перейдите из легких построек в более прочные здания. Подготовьте инструмент для уборки снега.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ СИЛЬНОЙ МЕТЕЛИ.

Лишь в исключительных случаях выходите из зданий. Запрещается выходить в одиночку. Сообщите членам семьи или соседям, куда Вы идете и когда вернетесь. В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходите от нее за пределы видимости. Остановившись на дороге, подайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле. При этом можно оставить мотор включенным, приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом. Если Вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населенного пункта, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место Вашего нахождения и, по возможности, дождитесь окончания метели. Если Вас покидают силы, ищите укрытие и оставайтесь в нем. Будьте внимательны и осторожны при контактах с незнакомыми Вам людьми, так как во время стихийных бедствий резко возрастает число краж из автомобилей, квартир и служебных помещений.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СИЛЬНОЙ МЕТЕЛИ

Если в условиях сильных заносов Вы оказались блокированным в помещении, осторожно, без паники выясните, нет ли возможности выбраться из-под заносов самостоятельно (используя имеющийся инструмент и подручные средства). Сообщите в управление по делам ГО и ЧС или в администрацию населенного пункта о характере заносов и возможности их самостоятельной разборки. Если самостоятельно разобрать снежный занос не удается, попытайтесь установить связь со спасательными подразделениями. Включите радиотрансляционный приемник (телевизор) и выполняйте указания местных властей. Примите меры к сохранению тепла и экономному расходованию продовольственных запасов.

Учитель: Какую травму можно получить, если Вы оказались на улице в метель? (Обморозиться) Давайте попросим нашу школьную медсестру рассказать о первой медицинской помощи при обморожении.

Медсестра: В отапливаемом помещении согрейте обмороженную часть тела, растерев сухой мягкой тканью, затем поместите ее в теплую воду и постепенно доведите температуру воды до 40-45 градусов. Если боль проходит и чувствительность восстанавливается, то вытрите руку (ногу) насухо, наденьте носки (перчатки) и, по возможности, обратитесь к хирургу.

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим Гололедицу и Метелицу за то, что они рассказали нам о себе и посоветовали, как надо себя вести, когда вдруг они пожалуют в гости. Скажем им «До свидания!» (Гололедица и Метелица уходят)

Учитель: Ребята, давайте еще раз повторим, как же надо себя вести и что нужно делать во время наступления Гололедицы? (Ответы учащихся) Метели? (Ответы учащихся).

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Будьте осторожны на зимней дороге.

Звучит песня «Три веселых коня» (Из к-ф «Чародеи»).

Author: Nataly