Решаем вместе


Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Наша школа!
    Наша школа!

Опыт реализации воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности

Материалы выступления Морозовой Ирины Вячеславовны, педагога-организатора МБОУ «СОШ № 10», сотрудника «Центра дополнительного образования детей «Казачок» Тбилисского района, внесены в сборник материалов краевой заочной научно-практической конференции и утверждены на заседании Учёного Совета ККИДППО и Департамента образования и науки Краснодарского края (Протокол № 3 от 11.07.2012г.)

История России – это в значительной мере история войн, в которых россияне, казаки в том числе, проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Использование традиций и культуры казачества в воспитательной работе с подростками поможет воспитанию лучших человеческих качеств: духовности, православия, уважения к старшим. Казачье воспитание исключает даже такой глубоко въевшийся порок российской армии, как дедовщина.

Это и определило актуальность и значимость внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №10» станицы Нововладимировской, в которой я работаю педагогом-организатором от «Центра дополнительного образования детей «Казачок» и совместно с педагогическим коллективом веду работу по изучению традиций и культуры казачества.

Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным казачество возрождается и крепнет.

Учащиеся – это будущее нашей малой Родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества, потому что это является важной составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Формой обращения к воспитательным возможностям прошлого стало создание классов казачьей направленности. В октябре 2010 года в нашей школе были открыты новые казачьи классы. Основанием для их функционирования явилось постановление главы администрации Краснодарского края № 799 от 11 августа 2004 года, постановление главы администрации Тбилисского района от 14 сентября 2010 года №1026. Тем более что успешный опыт по созданию такого класса уже был в СОШ № 10 – казачий класс действовал на протяжении 4 лет до окончания учащимися школы.

Цели педагогического коллектива школы и педагогов дополнительного образования – формирование у школьников целостного представления об истории казачества, традициях, быте и культуре, о роли и месте казаков в историческом становлении Краснодарского края. Задачами являются формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края, совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся, изучать православные традиции.

Педагоги школы работают по утвержденным программам. Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Обязательным является проведение курса кубановедения и основ православной культуры; реализация регионального компонента содержания образования через кружковые занятия, систему дополнительного образования, организацию секций военно-патриотической направленности.

В школе действует клуб «Патриот», основными направлениями которого являются: патриотическое, экологическое, спортивное, трудовое, краеведение, поисковая работа.

Особое место в классах казачьей направленности во внеурочной деятельности занимает дополнительное образование. В школе работают несколько педагогов дополнительного образования и педагог-организатор от районного центра дополнительного образования детей «Казачок». Они-то и ведут кружки «Декоративно-прикладное искусство», «Военно-прикладное (казачье) искусство», «Основы православной культуры», «История казачества», «Традиции и быт казаков».

На занятиях кружка «Военно-прикладное (казачье) искусство» дети изучают начальную военную подготовку, строевой шаг, стрельбу, разборку и сборку автомата.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых, культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением на кружке по истории казачества. Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории Кубани, в этом велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих. Их выступления на уроках мужества и часе атамана, их рассказы о сражениях с врагом служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке пополняется школьный музей.

Традиционным в школе стало проведение выставки «Из сундучка моей бабушки». Её появление связано с тем, что многие семьи сохраняют реликвии, но стремятся удержать дорогие сердцу предметы (фотографии, посуду, документы, одежду, иконы, шкатулки, рушники и т.д.) дома. Таким образом, в школьном музее выставлены экспонаты, подаренные бывшими владельцами, живущими в станице и за её пределами. Организация в школе временных экспозиций, когда каждый учащийся приносит домашние реликвии, даёт возможность всем желающим увидеть экспонаты, относящиеся к XXи XIXвекам. И таких, как показывает опыт школы, оказалось немало. После выставки экспонаты возвращаются домой. Временные экспозиции проводятся один раз в четверть и привлекают внимание многочисленных зрителей.

На занятиях кружка «Традиции и быт казаков» ребята знакомятся с традициями, обрядами, праздниками, которые отмечали казаки, знакомятся с богатством кубанской казачьей культуры. Особенно нравятся детям казачьи забавы, играя в которые, дети вырабатывают быстроту, ловкость, выносливость, коллективизм. За два года существования казачьих классов юные казачата отличились по разным направлениям и на муниципальном уровне: конкурсе сочинений «Люблю тебя, мой край родной!» и «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады – 2014» (2 победителя), конкурса творческих работ учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Светлый праздник – Рождество Христово» (2 победителя), районной научно-практической конференции школьников (2 победителя).

С большим интересом казачата посещают кружок «Декоративно-прикладное искусство», где занимаются исконно кубанскими ремеслами: вышивкой, вязанием, плетением из ивовых прутьев, изготовлением мягкой игрушки. Выставки работ учащихся проводятся в школе в последнюю неделю четверти. Лучшие работы отмечены грамотами на муниципальном и краевом уровне: 3 победителя на выставке детского прикладного творчества, 1 победитель конкурса на лучшую эмблему зимних Олимпийских игр «Сочи 2014 год», 2 победителя праздника художественного творчества «Кубанская вольница», посвящённого 315-летию образования Кубанского казачьего войска, 2 победителя конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся «Пасха в кубанской семье», 2 победителя районного уровня и 1 победитель краевого конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», 3 победителя конкурса-фестиваля детского творчества «Рождественские колокольчики».

Учащиеся принимают активное участие в жизни школы и района. Ежегодно они участвуют в районных мероприятиях поминовения героически павших казаков под командованием сотника Андрея Гречишкина в 1829 году. В сентябре 2011 года команда казачат заняла 3 место в военно-патриотической викторине в рамках проведения Гречишкинских поминовений. Казачата проявляют активность в  школьных конкурсах: «Гренадёры, вперёд!», «Зеркало природы», конкурсе чтецов стихотворений о Родине и защитниках Отечества (в рамках Месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы), конкурсах рисунков «Моя станица», «Дети Кубани берегут электроэнергию», конкурсе творческих работ «Козацькому роду нэма пэрэводу». Учащиеся казачьих классов ежегодно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры «Русь Святая, храни веру православную!».

В нашем районе развита система наставничества. За каждой школой закреплен свой наставник-представитель казачества. Наставники регулярно встречаются с детьми и проводят час атамана, где вместе с детьми обсуждают насущные проблемы. Кроме этого, наставники участвуют в проведении тематических бесед по плану, утвержденному школой и центром дополнительного образования детей «Казачок».

В нашей школе на кружковых занятиях обязательны музейные уроки на базе школьного музея. Проводят уроки либо педагоги, либо старшеклассники. Также в школе особую роль играет внеурочная деятельность, где наряду с традиционными формами и видами деятельности включены и мероприятия центра дополнительного образования детей «Казачок».

Совместно с районным казачьим обществом проходят внеклассные мероприятия патриотической и православной направленности. В казачьих классах обязательно отмечаются праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Троица, Медовый и Яблочный Спас, Пасха, День Победы и др. На Рождество ребята проводят колядки, на Крещение посещают молебен на берегу реки, а 9 мая учащиеся казачьих классов вместе с казаками возлагают венки у мемориала павшим станичникам в годы Великой Отечественной войны. Традиционно казачьи классы участвуют в конкурсе строя и песни, ежегодно проводимого в стенах школы.

Наша школа совместно с центром дополнительного образования «Казачок» старается сохранить главное во внеурочной деятельности – воспитание учащихся с опорой на краевой материал и на патриотические ценности, не забывая о почитаемых на Кубани принципах нравственности.

Author: Nataly