Урок кубановедения "Кубань в годы Великой Отечественной войны"

Автор: Карпачева Л.И.. Опубликовано в Карпачева Л. И.

Урок кубановедения в 9 классе.

Тема: «КУБАНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Задачи:

  1. Определить ход мобилизации в первые месяцы войны.
  2. Дать представление о режиме фашистской оккупации.
  3. Показать героизм воинов Красной армии и тружеников тыла.
  4. Воспитывать патриотизм, гордость за подвиг своих земляков во время Великой Отечественной войны, готовность к защите Отечества, уважение к ветеранам войны и труда.

Учебное оборудование: атлас истории Кубани, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Эпиграфы:

«Помните! Через века, через года. Помните!».

«Все для фронта, все для Победы!»

«Фашистам много жарких бань Дала советская Кубань».

Ход урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

План:

  1. Начало войны. Мобилизация.
  2. Планы гитлеровцев
  3. Оккупационный режим. Расстрелы, угон в рабство.
  4. Борьба с оккупантами.

(Заранее раздаётся материал учащимся)

1-ый учащийся: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз.

Известие о начале войны  всколыхнуло кубанцев. 23 июня в крае было введено военное положение. Жители Кубани рвались на фронт только с одной целью - беспощадно громить врага. Никто из них не мог предположить, что немцы окажутся на территории края. К январю 1942 года более 370 тысяч кубанцев были призваны в армию, а к августу1942 г. – 600 тысяч. Промышленность и сельское хозяйство Кубани спешно перестраивалось на нужды обороны.

Многие сыны Кубани столкнулись с врагом уже в первых приграничных боях. Геройски проявили себя кубанцы, участвовавшие в обороне Брестской крепости.

2-ой учащийся: В плане гитлеровских стратегов особое значение придавалось захвату крупных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов Северного Кавказа с богатыми и плодородными землями Дона, Кубани, Ставрополья, грозненской и майкопской нефтью. Победа в битве за Кавказ стала одним из важных слагаемых коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3-ий учащийся: 24 июля 1942 года фашистские войска устремились на Кубань. На этом направлении германское командование сосредоточило значительные силы, которые превосходили части Северо-Кавказского фронта.

Устанавливая на Кубани свой «новый порядок», фашистские власти рассчитывали на то, что найдут поддержку среди казаков, многие из которых были недовольны советской властью.

Бывший белогвардейский генерал А.Г.Шкуро, казак ст. Пашковской, долгое время проживавший в эмиграции, явился в родные края вместе с оккупантами. Шкуро разъезжал по станицам под черным знаменем с изображением волчьей головы и всячески превозносил свои «подвиги» в борьбе с большевиками.

4-ый ученик: Аграрная политика оккупационных властей была крайне непоследовательной. Заявления о роспуске колхозов не подтверждались практикой. На большей части казачьих территорий колхозная система была сохранена, а кое-где (в том числе и на Кубани) даже ужесточена.

Фашисты угоняли советских людей на рабский труд в  Германию. 130 581 человек кубанцев было отправлено «в третий рейх», из их – 81 089 женщин и 38 022 ребёнка. Вернуться после войны на Родину удалось не многим.

Немецкие власти за любую провинность установили жестокие наказания, чаще всего – расстрел. Если же жертвой партизан становился немецкий солдат, то фашисты казнили десятки заложников (до сорока человек).

5-ый ученик: В Краснодаре немцы использовали «душегубки» - специальные машины для умерщвления людей. В фургон загоняли до восьмидесяти человек, после чего пускали туда выхлопные газы. Люди умирали в страшных мучениях,  трупы палачи закапывали во  рву у Первомайской рощи. Правда об этом «изобретении» технической мысли фашистов, которые циничной экономностью сумели использовать даже выхлопные газы, потрясла весь мир.

6-ой ученик: 13 ноября были расстреляны все жители поселка Михизеева Поляна Мостовского района – 207 человек, большинство из них – дети. Ужасы оккупации испытали на себе жители Кропоткина, Армавира, Ейска, Майкопа, и других городов и станиц края. В Кошехабльском районе Адыгеи было казнено около четырехсот человек. Только в столице Кубани фашистами было уничтожено свыше 13 тысяч человек. Оккупантами разрушались дома, здания кинотеатров, детских садов и школ, музеев и библиотек. Все наиболее ценное отправлялось в Германию. Вывозился даже знаменитый кубанский чернозем.

7-ой ученик: Вместе с тем с каждым днем ширилась борьба с врагом. 86 партизанских отрядов атаковали комендатуры и полицейские участки, а иногда и гарнизоны противника, взрывали мосты, нарушали коммуникации немцев. На Кубани была развернута партизанская война. Налеты партизан были стремительными и неожиданными для немцев. Панически боялись народных мстителей всевозможные пособники фашистов из числа местных жителей: на пощаду со стороны партизан рассчитывать им не приходилось. Именно изменники большей частью способствовали тому, что немцам удавалось выйти на след подпольщиков и партизан. Так, бывший сторож горисполкома г.Ейска выдал фашистам около ста человек.

Активно действовали и подпольщики. Им помогали и многие казаки, ранее служившие у белых. Они не пожелали сводить счеты с советской властью и боролись с оккупантами. Атаман станицы Пашковской К.Н.Чуприна выполнял различные задания местного партизанского отряда. Кубань не приняла «новый порядок», навязанный гитлеровцами, и сопротивление захватчикам нарастало с каждым днем.

УЧИТЕЛЬ: Жители Краснодарского края героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Во время оккупации немцы установили в крае «новый» порядок – насилие, грабеж, убийства угон в Германию. Но наш народ стойко вынес все тяготы войны. В результате упорных кровопролитных боев врагу не удалось захватить Кубань.

Желаю вам, родные, дорогие

Не видеть разрушительной войны.

Но вдруг случится, скажут свое слово

И в строй армейский встанут снова

Кубани нашей славные сыны! (К.Обойщиков)

Домашнее задание: стр. 59-65, ответить на вопросы.

Author: Nataly