Из опыта работы по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Автор: Ваганова Л.В.. Опубликовано в Ваганова Лариса Викторовна

Автор разработки: Ваганова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10» высшей квалификационной категории

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК, 2012 год

1 место в номинации «ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ», приказ управления образованием муниципального образования Тбилисский район от 17 апреля 2012 года № 223 «Об итогах муниципального конкурса методических и дидактических материалов, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик».

Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку состоят из 3 частей: часть А (измерение уровня базовых компетенций), часть В (измерение повышенного уровня компетенций обучающихся по русскому языку) и часть С ( измерение речевых компетенций обучающихся).

Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке к сдаче ЕГЭ, организуемой для всех обучающихся класса по всем видам КИМов в форме демонстрационных материалов (презентаций).

Материалы составлены по образцу заданий контрольно-измерительных материалов. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ и состоит из блоков: "Часть А", "Лингвистический анализ текста. Часть В", "Практикум по стилистике", "Проверочные работы", находящихся в файловом архиве в разделе "Методическая копилка".

Данные демонстрационные материалы разработаны с учётом последних официальных документов и берут в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2010-2011, 2011-2012, а также перечень заданий КИМов 2010-2011, 2011-2012 г.г.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего – это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.

Цель этих демонстрационных материалов вполне конкретная: помочь ученикам, учителям, и даже родителям, всем, кто интересуется данной проблемой, лучше ориентироваться в вопросах¸ связанных с частями А и В, С экзамена.

Использование демонстрационных материалов на уроке способствует увеличению плотности изучаемого материала, одновременному повторению нескольких разделов языка, приучает обучающихся к типажу заданий ЕГЭ, отрабатывают навыки самостоятельной работы, умения выбирать вариант ответа, выстраивая логические цепочки, сопоставляя и сравнивания полученные знания по разделам языка.

Цели и задачи обучения

Цель: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Задачи:

-обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

-развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

-совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

-совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

-повышать уровень грамотности учащихся.

Методика использования демонстрационных материалов

Комплекс демонстрационных материалов «Подготовка к ЕГЭ» включает учебные материалы по русскому языку для 10-11-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, предполагающих использование ИКТ. В основе — концептуальные подходы к обучению и воспитанию: учет индивидуальных особенностей личности; формирование навыков коллективной творческой работы и самостоятельности, целевая ориентация не на приобретение знаний, а на развитие мышления, воспитание ума, преемственность. Весь комплекс материалов объединяет одна идея: знания, навыки и умения, полученные в процессе освоения разделов курса русского языка, ученики реализуют в практической самостоятельной работе под руководством учителя при подготовке к ЕГЭ. ИКТ интенсифицирует процесс обучения за счет наглядности, увеличения доли самостоятельной индивидуальной и коллективной работы, повышения мотивации. При разработке данного комплекса материалов нужно учитывать, что навыки работы с ИКТ уже развиты. Работа со слайдами строится в произвольной форме. Презентации могут быть использованы как составляющая часть урока русского языка, для индивидуальной работы отдельно взятых учащихся с последующей проверкой, поэтому в презентациях не предусмотрены ответы на задания тестов.

Презентация поддерживает урок-обобщение, который учитель проводит после завершения работы со всеми темами раздела. Благодаря своему содержанию и построению, это не только средство наглядности, но и средство организации урока. Презентация помогает обратить внимание учеников на главные проблемы изученного раздела, на которых они должны будут сосредоточиться при выполнении работы. Вопросы презентации стимулируют их активность на уроке.

Презентация содержит все ключевые вопросы раздела, материал (правила, определения, таблицы), к которому можно оперативно обращаться по мере необходимости для ответа на вопрос или для подтверждения правильности ответа учеников.Для проведения урока с использованием презентации требуется проекционное оборудование или один компьютер в классе (в условиях сельской школы). Урок также может быть проведён в компьютерном классе. В этом случае дети должны работать на персональных компьютерах под руководством учителя.

Рекомендуется учителю перед началом урока последовательно просмотреть презентацию, «отрепетировать» урок. Конечно, сценарий урока может быть расширен учителем, он может быть адаптирован им применительно к конкретным условиям и ситуации.

Самый главный методический прием – повторяемость типажа заданий в течение нескольких уроков подряд, тогда обучающиеся запоминают алгоритм их выполнения, правило, на котором базируется решение задания.

Положительным примером применения демонстрационных материалов служит результат сдачи ЕГЭ моими учащимися. Три раза обучающихся моих классов выходили на ЕГЭ. Все сдавали экзамен без двоек. Средний балл по результатам превышал 60 баллов.

Список литературы

Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2011.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

*Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2011.

*Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2010.

*Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.

*Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2007.

*Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

*Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

*Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2007.

*Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

*Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2012.

*ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2011/2012г. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.

*Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.

Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.

Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.

Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2011.

 

1 –Литература, отмеченная звёздочкой (*), предназначена для учащихся.

Author: Nataly