Всекубанский урок "Сирень 1945 года"
Единый Всекубанский классный час был проведён 1 сентября 2010 года в 7 классе.
Цель урока: усиление воспитательной функции образовательного процесса и активизациидуховно-нравственного потенциала учащихся, развитие в подрастающем поколении гражданского самосознания.
Оборудование: мультимедийный проектор, экспонаты школьного музея, карта Великой Отечественной войны, выставка книг о войне.
Учитель: Слайды 1-2 (название классного часа) Ребята, вы все знаете, что у нас в школе существует музей Боевой славы, при музее действует группа «Поиск» которая собирает сведения и экспонаты в музей. Однажды мы с ребятами этой группы посетили самую старейшую жительницу нашей станицы Шкоду Надежду Харитоновну. Когда мы уходили от нее она подарила нам в музей свою поделку, на которой изображена сирень, сирень оказалась любимым цветком Надежду Харитоновну (показать поделку). Я рассказала вам эту историю потому, что сегодняшний наш классный час будет на тему « Сирень 45 года».
- Скажите, когда в каком месяце цветет сирень? (ответы учеников)
- Какой праздник празднует наш народ в мае? (ответы учеников)
- Сколько лет исполнилось нашей Победе в этом году? (ответы учеников)
Учитель: 65-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов Победы.Тема «Сирень 1945 года»– это не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали на станциях поезда, с возвращающимися из Берлина войсками.
Слайды 3-6 (фото из архивов)
Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтическая майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы. Это самый популярный цветок Победного мая. Сирень – растение, наделенное особой душой, хранящее память о событиях 1945 года. Существует красивая традиция встречать каждый День Победы цветущими кистями сирени, признанной символом Победы в Великой Отечественной Войне.
Именно поэтому Шкода Н.Н. до сих пор с такой любовью относится к этому цветку. И я уверена ваши дедушки, и бабушки также воспринимают этот цветок как символ Победы в Вов.
Вы наверно догадались, что сегодня главной темой нашего классного часа будет тема войны.
Слайд 7
22 июня 1941 -9 мая 1945 год
Две странички календаря.
Два дня жизни на планете Земля.
Два дня истории человечества
Слайд 8
Учитель: Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
Они так и называются: первый - День Памяти и Скорби, а второй - День Победы.
Эта война самая народная, она навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.
Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза услышать их бесхитростные рассказы о тех временах.
С каждым днем их становится все меньше и меньше. Я приведу вам такой пример в нашей станице из 800 человек ветеранов в живых осталось только….9.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них.
Вы узнали этого человека?
Холодный Владимир Ильич.
Это ветеран, над которым мы шефствуем.
Холодный Владимир Ильич родился на хуторе Северо-Кубанском в семье потомственного казака Ильи Сидоровича Холодного. Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 17 лет.
Отец и старший брат Василий ушли воевать вскоре после начала войны. Владимир был мобилизован в 1942 году. Второе лето войны с фашистами для нашей страны оказалось очень тяжелым. Немецкие войска прорвались к Воронежу, Сталинграду и на Северный Кавказ.
Холодный оказался в 59-й стрелковой бригаде 20-й отдельной дивизии. Был он одним из шести бойцов обслуживающих орудие. Освобождал Тбилисский район и другие станицы и хутора Кубани от фашистов.
В 1943 году Владимир Ильич участвовал в прорыве «Голубой линии» на территории Крымского района. Через некоторое время Холодный был переведен во взвод управления, в отделение разведки. Солдат постоянно находился на передовой. По его воспоминаниям днем и ночью копали рвы, а во весь рост можно было ходить только с наступлением темноты.
В июле 1943 года он был тяжело ранен и три месяца провел на лечении в госпитале Пятигорска.
Затем его перевели в 110-й запасной полк города Краснодара. Буквально через четыре дня его полк отправили на первый Украинский фронт. В обороне под Киевом он получил второе ранение. В госпитале города Курска Владимир Ильич провел пять месяцев. После лечения его направили в первое Ленинградское артиллерийское училище. В 1948 году он его закончил в звании младшего лейтенанта.
Вернувшись на Родину, поступил в Ванновскую агрошколу. Окончив ее с отличием, отправился работать в станицу Нововладимировскую. Был участковым агрономом, бригадиром и главным агрономом в колхозе «Память Ленина».
Владимир Ильич Холодный награжден Орденом Красной Звезды, Орденом «За храбрость и стойкость Iстепени», медалью «За боевые заслуги».
Полякова Е.Г.
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово милосердие. Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать.
На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из снайперской винтовки, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала врага, напавшего на ее землю, на ее дом, на ее детей. Они еще живы женщины участницы боев.
Слайд 9 (Фото Поляковой Е.Г.)
Следующий мой рассказ будет о Поляковой Евдокии Григорьевне. На своих хрупких плечах эта женщина – небольшого роста, сухонькая, темноглазая и часто улыбающаяся – несет тяжелый груз. Дом, хозяйство, огород. Живет одна. Мужа схоронила 20 лет назад. Дочери живут в Феодосии, другие родственники – на Алтае, откуда она родом. А здесь в станице Нововладимировской внучатые племянники, которых она помогает воспитывать с самых пеленок. И это при том, что нашей героине, тете Дусе, как многие зовут ее в станице, уже исполнилось, дай ей Бог здоровья, 85 лет.
Это сейчас темные волосы подернула седина, здоровье часто подводит, зрение не то, а в начале 40-х Дуся была красивой девушкой. Родилась и выросла в большой семье, закончила 7 классов, затем Барнаульское медучилище, и грянула война.
Молодой медсестре повестка пришла очень быстро. Появилась Дуся на медкомиссии, а там уже все подруги с которыми учились вместе. В сосновом бору были нарыты землянки – здесь проходила курс молодого бойца. Командовал девчатами Иван Андреевич Поляков. Учил, как правильно держать винтовку, как выносить раненных с поля боя. «Но,- вспоминает Евдокия Георгиевна, - в бою никто никаких правил не придерживался. Раненых собирали под вечер, в потемках. После боя они лежали на земле, ждали и звали нас. Мы торопились, услышав их зов, бежали на голос, волокли раненых, грузили на подводы. В 1942 году в теплушках их привезли под Сталинград. До передовой шли пешком. Жара стояла страшная, девчата разместились в окопах и начались военные будни. До сих пор помнит Дуся своего первого раненого, у него был открытый перелом, кость торчит, все вывернуто. Что делать, она знала только теоретически, посмотрела, и стало плохо, побледнела вся, а раненый говорит: «сестричка, ты воды попей». Как это он сказал, она сразу опомнилась, развернула индивидуальный пакет и им закрыла рану. Это сейчас в фильмах о войне медсестры ходят в юбочках, это не правда, много в юбках не наползаешься. Формы было на нас не напастись. Но самое страшное – это Сталинград… Какое там поле боя? Это город – улицы, дома подвалы. Попробуй, вытащи оттуда раненого! Тело было сплошной синяк. Брюки все в крови, засохнут и стоят, от крахмала так не стоят, как от крови, порезаться можно. Вспоминает Евдокия Георгиевна, как горела вода в Волге, все горело, и небо было темным от немецких самолетов. После войны Евдокия вместе с мужем попала в станицу Нововладимировскую, долгое время работала медсестрой.
СЛАЙД 10 (Моисеенко Нина Алексеевна)
Моисеенко Нина Алексеевна в 1942 году добровольно попадает в школу снайперов. Стали учиться. Изучали уставы – гарнизонной службы, дисциплинарный, маскировку на местности, химзащиту. Девчонки все очень старались. С закрытыми глазами научились разбирать и собирать снайперскую винтовку, копать ячейки, ползать по-пластунски. Самое трудное, как вспоминает Нина Алексеевна, было подняться по тревоге и собраться за пять минут. В школе снайперов стреляли по фанерным мишеням, когда пришлось первый раз стрелять в живого человека, вдруг в голове появилась мысль: это же человек, у меня начали дрожать руки, по всему телу прошла дрожь. Но я взяла себя в руки, нажала на спусковой крючок, он взмахнул руками и упал. Ночью у нас конечно разговоры. О чем говорили? Конечно, о доме, каждый о своей маме рассказывал. Мечтали о том, кем будем после войны.
Когда вернулись с войны, все надо было начинать сначала. В туфлях учились ходить. Привыкли к ремням, без ремней казалось, что одежда на нас мешком висит. Война и теперь им снится. Проснется и не верит, что живая.
Нина Алексеевна часто была гостем нашей школы, пока позволяло здоровье, возьмет в руки мелкокалиберную винтовку и точно бьет в десяточку.
Слайд 11
Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий участвовавших в войне число сожженных деревень, разрушенных городов…
Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный башмак, глядя на трупы своих родителей. Об этом могут рассказать они сами.
Слайд 12.
Те, кто видел эту войну.
Те, кто выжил в эту войну.
Те, кто еще живы.
Те, кому 65 лет назад не было и 16…
Слайд 13
Учитель: Продвигаясь на восток, немцы угоняли население на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 г. более 40 тыс. таких же, как вы, мальчишек и девчонок было угнано в Германию. Там проводился отбор: кто покрепче – на работу, кто слабый и больной – в концлагерь… на опыты.
Послушайте стихотворение С.Михалкова:
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской
Его номер по книге
«Три тысячи двести девятый-
Обувь детская. Ношена
Правый ботинок с заплатой…»
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер:
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги?
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежды убитых считали?
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций сословий…
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы
«Три тысячи двести девятой».
Слайд 14
Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу.
Во время войны острот ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал нашу Родину.
В нашей станице живет Гавриленко Валентина Николаевна, я зачитаю вам ее воспоминания: « Мне было 13 лет, когда отец и дедушка ушли на фронт. Станица опустела, надо было убирать урожай и женщины стали работать вместо мужчин, а мы подростки помогали им, болела спина, ныли руки, но никто не жаловался. Маму почти не видели, она работала по 10-12 часов, а когда приходила домой засыпала даже сидя, иногда мы слышали, как она тихонечко плачет по ночам…»
А мальчишки ваши сверстники стремились на фронт.
Слайд 15
Заявление школьника Г.Межевалова:
«Заявление. Мне 14 лет, но я прошу вас послать меня на фронт. И зачислить в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».
Слайд 16
Леня Голик – партизан, Герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою. Казей Марат – партизан Герой Советского Союза. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Вся послевоенная молодежь знала этих героев. А кого знаете, вы? (Ответы детей)
Мы можем говорить бесконечно об этой войне, мы не вправе забывать о ней.
Слайды 17-18
Ваш геройский подвиг не забыть,
Пусть года бегут неумолимо,
Но сирени бархатная кисть
В вашу честь цветет неопалима!
И пусть каждый год расцветает
Сирени бушующий куст –
Он символ Победы Великой
И нежной влюблённости вкус.