Версия сайта для слабовидящих

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране "Математика" в 5-6 классах

Автор: Летушова Г.Н.. Опубликовано в Летушова Г.Н.

Цели: развитие интереса к изучению математики; расширение кругозора и повышение интеллектуальной активности учащихся; ознакомление учащихся с фактами из истории математики; воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи. Формирование УУД: Личностные: умение самостоятельно делать выводы. Познавательные: расширение кругозора, обоснование своих мыслей, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнение, уточнение высказанных мнений по существу полученной задачи. Подготовительный этап: выбирается 2 команды по 6 человек, остальные учащиеся являются зрителями.

Ход мероприятия:

Учитель объясняет правила игры. (Слайд 1). В процессе игры команды по очереди отвечают на вопросы. Станции путешествия: «Станция историческая», «Станция занимательная», «Станция «Угадай-ка», «Станция геометрическая», «Станция литературная». На остановке в ходе путешествия учитель предлагает болельщикам команд найти ошибку. В математическом софизме нужно найти и объяснить в чём ошибка. В ходе путешествия после каждой станции учитель зачитывает интересные факты из истории математики (Это интересно). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит соперникам. Если соперники не дали правильного, право ответа переходит болельщикам. В конце мероприятия подсчитываются баллы каждой команды и присуждаются 1 и 2 места. Подводятся итоги среди болельщиков. (Слайд 2)

Станция историческая (Слайд 3).

Вопрос команде 1 (Слайд 4): Этот математик древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей! Он является основателем гидростатики, создателем мощных катапульт, гигантских кранов. Его именем назван закон. Как звали этого математика?

Ответ: (Архимед) (ОТКРЫВАЕТСЯ ПО ЩЕЛЧКУ), его портрет (ОТКРЫВАЕТСЯ ПО ЩЕЛЧКУ)

Вопрос команде 2 (Слайд 5): У этого крупнейшего математика XIX века рано проявились математические дарования. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В 7 лет он пошел в школу и решил предложенную задачу за несколько секунд. Его называли королем математики. О ком речь?

Ответ (ОТКРЫВАЕТСЯ ПО ЩЕЛЧКУ): Карл Гаусс, его портрет

Вопрос команде 1 (Слайд 6): Кто из великих полководцев увлекался составлением геометрических задач? А.Суворов, Наполеон, М.Кутузов, А.Македонский

Вопрос команде 2 (Слайд 7): Кто из великих русских писателей написал учебник математики? А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, М. Горький, Ф. Достоевский

Это интересно. Математика и литература.

Софья Васильевна Ковалевская. В ней одновременно жили математик и поэт. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе. Что касается Ковалевской, то она всю жизнь не могла решить: к чему у неё больше склонности, к математике или литературе. Она считает, что очень может быть, что в каждой из этих областей, она сделала бы больше, если бы предалась ей исключительно, но, тем не менее, ни от одной из них она не могла отказаться совершенно.

А знаете ли вы, что великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики. М.Ю.Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Однажды, приехав в Москву, Лермонтов закрылся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив её, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришёл какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Из биографий математиков известны случаи решения во сне задач, которые не поддавались решению наяву. Даже во сне мозг учёного продолжает работать над вопросом, который остался неразрешённым.

Математикой, кроме М.Ю.Лермонтова, увлекались и многие другие поэты.

Станция занимательная (Слайд 8) (Вопросы открываются по щелчку).

Вопрос команде 1: Сколько граней у шестигранного карандаша?  (8)

Вопрос команде 2: Сколько концов у пяти с половиной палок? (12)

Вопрос команде 1: Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60) (Слайд 9)

Вопрос команде 2: Сильно устав, физик лег спать в 7 часов вечера, поставив будильник на 8 часов следующего утра. Сколько часов ему удастся поспать до звонка будильника? (1 час)

Вопрос команде 1: Сколько получится, если полсотни разделить на половину? (50 : 0,5 = 100)

Вопрос команде 2: Даны числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше – их сумма или произведение? (Сумма, т.к. произведение равно 0)

Игра с болельщиками «Найдите ошибку».

Учитель: Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54. В каждой части вынесем за скобки общий множитель: 5(7+2-9)=6(7+2-9). Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка?

Ответ: Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число 7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать. Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0

Софизм (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка), формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещённые» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки.

Станция «Угадай-ка» (Слайд 10). Командам необходимо расшифровать ребусы. Вопрос команде 1 (Слайд 11) Ответ по щелчку: Аксиома. Вопрос команде 2 (Слайд 12) (Отрезок)

Это интересно

Первыми «вычислительными устройствами», которыми пользовались в древности люди, были пальцы рук и камешки. Позднее появились бирки с зарубками и веревки с узелками.

В Древнем Египте и Древней Греции задолго до нашей эры использовали абак – доску с полосками, по которым передвигались камешки. Это было первое устройство,  специально предназначенное для вычислений. Со временем абак совершенствовали – в римском абаке камешки или шарики передвигались по желобам (от римлян к нам перешло слово «калькуляция», означающее буквально «счет камешками»); в китайских счетах «саун-пан»и японских «соробан» шарики нанизаны на прутики. Абак просуществовал до XVII века, когда его заменили письменные вычисления. Русский абак – счеты появились в XVI веке, ими пользовались и в наши дни.

Станция «Геометрическая» (Слайд 13)

(Слайд 14)

Вопрос команде 1: В древности такого термина не было. Его ввел в XVII в. французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин обозначает «спица колеса». Ответ по щелчку: (Радиус).

Вопрос команде 2 (по щелчку): Слово это переводится с греческого как «натянутая тетива». (Гипотенуза)

(Слайд 15)

Вопрос команде 1 (по щелчку): Прибор, используемый в геодезии для построения прямых углов. (Теодолит)

Вопрос команде 2 (по щелчку): Специальный прибор для измерения углов на местности. (Астролябия)

Это интересно. Шутки математиков

Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.

 - Ах, этот? – вспомнил Гильберт. – Он стал поэтом. Для математика у него было слишком мало воображения.

На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: «Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».

Карл Гаусс выделялся остротой ума еще в школе. Однажды учитель сказал ему:

- Карл, я хотел задать тебе два вопроса. Если на первый вопрос ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, сколько иголок на школьной елке?

 - 65786 иголок, господин учитель, - немедленно ответил Гаусс.

 - Хорошо, но как ты это узнал? – спросил учитель.

- А это уже второй вопрос, - быстро ответил ученик.

Станция литературная (Слайд 16)

Задание: Составить как можно больше слов из слова ТРАНСПОРТИР. Командам выдаются листы бумаги, на которых члены команды записывают слова, составленные из букв слова «ТРАНСПОРТИР». Слова должны быть именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. После 1 минуты подводятся итоги работы на этой станции. Листы с записанными словами передаются болельщикам противоположной команды. Зачитываются слова одной команды, на листе второй команды зачеркиваются слова, которые повторяются. Побеждает команда, записавшая больше слов, которые не повторялись.

Подведение итогов игры. Награждение.

Author: Nataly