Версия сайта для слабовидящих

Урок физики "Лампы накаливания. Электронагревательные приборы"

Автор: Кузнецов Г.А.. Опубликовано в Точные науки

Методическая разработка урока физики. Автор разработки - учитель физики Кузнецов Геннадий Александрович. Урок был проведён в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели физики.

Тема урока: «Лампы накаливания. Электронагревательные приборы»

Цель урока: систематизация учебного материала, воспитание творческого отношения к учебному труду.

Задачи урока: повторить и обобщить знания обучаемых, полученных при изучении электрических явлений, познакомить учащихся с работой русских ученых по созданию электрического освещения.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, составленная с помощью программы PowerPoint, миллиамперметр, электроды, прибор для демонстрации электрической дуги, лампы накаливания, энергосберегающие лампы, провода.

Ход урока:

Организационный момент (проверяется готовность обучаемых к уроку;) (На экран проецируется тема урока:  «Лампы накаливания. Электронагревательные приборы»).

1. Актуализация знаний и подготовка к восприятию нового материала (на экран проецируется слайд А. Вольта в лаборатории и фотография одного из изобретенных им «вольтовых столбов»)

(Учащимся демонстрируется опыт по созданию простейшего химического источника тока «яблоко с двумя разнородными металлическими электродами»)

Изобретение химического источника тока открыло новую эру в исследовании электрических явлений.

2. Изучение нового материала (на экране поочередно демонстрируются слайды № 3 и 4, и проходит выступление заранее подготовленных учащихся из старших классов).

Выступление первого старшеклассника:

Осенью 1802 года профессор физики Василий Владимирович Петров проводил опыты с двумя угольными стерженьками, один из которых он соединил с положительным полюсом источника тока, другой - с отрицательным. Как только угли сблизились, их концы разогрелись так сильно, что начали светиться. Ученый стал немного отодвигать угли друг от друга. Внезапно в воздухе между ними возникло ослепительно яркое изогнутое белое пламя – электрическая дуга, которую до сих пор называют не иначе как дуга Петрова.  О своем изобретении ученый писал так: «темный покой довольно ясно освещен быть может». С этого события началась эпоха использования электричества в технике и быту для освещения и нагревания (демонстрируется опыт с зажиганием электрической дуги)

У меня в руках копия титульного листа уникального издания 1803 года: «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор Василий Петров посредством огромной наипаче батареи, состоявшей иногда из четырех тысяч двухсот медных и цинковых кружков и находящейся при Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии». Этот экспонат можно получить за знания о силе тока.

При поддержке учителя проводится учебно-деловая игра. При выполнении заданий старшеклассников обучаемые получают «экспонаты», выполненные на бумажной основе за верное утверждение. Например: (о силе тока) сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения или силу тока можно определить по формуле: I=q:t , где I – это сила тока, q – электрический заряд, t – это время; ответы типа: сила тока обозначается латинской буквой I, сопровождается дополнительным вопросом: «Назовите единицу измерения силы тока» (На экране демонстрируется слайд № 5).

Выступление второго старшеклассника:

Электрическая дуга Петрова заинтересовала многих изобретателей, одним из которых был Павел Николаевич Яблочков. Яблочков задумал использовать дугу Петрова для освещения и сделать дуговую лампу простой и доступной для всех. Вспышки и взрывы, сопровождавшие опыты, возбудили у полиции подозрения о связи изобретателя с революционерами. Павел Николаевич, преследуемый жандармами, уезжает во Францию. В 1876 году «свечи Яблочкова» появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Новый свет называли «русским светом», «русским солнцем».

Предлагаю уникальный экспонат «свечу Яблочкова» за знания о напряжении. (На экране демонстрируется слайд № 6)

Выступление третьего старшеклассника:

К 1880 году «русский свет» освещал многие города мира. Однако в эти же годы у «свечей Яблочкова» появился серьезный противник – лампа накаливания. Электрическая лампа накаливания изобретена Александром Николаевичем Лодыгиным. В стеклянный баллон Александр Николаевич поместил тонкий угольный стержень между двумя медными держателями. Такая лампа светила всего полчаса, потом ее угольный стерженек сгорал. После многочисленных попыток усовершенствовать свое изобретение, Лодыгин, наконец, изготовил лампочку со сферической колбой, из которой был выкачан воздух. Угольный стержень такой лампы светился уже несколько десятков часов. 27 лет жизни исследователь потратил на поиски лучшего материала для нити лампы накаливания! И в 1890 году Александр Николаевич на Всемирной выставке в Париже демонстрирует лампу с нитью из тугоплавких металлов – вольфрама, молибдена и тантала. С тех пор во всем мире нити для электрических ламп делают из вольфрама, температура плавления которого очень высока – 3387оС. Это позволило повысить температуру нити лампы, и ее свет стал значительно белее, а также повысилась экономичность и долговечность лампы.

Итак, мой экспонат – первая  лампа накаливания Лодыгина. Его можно приобрести за знания о сопротивлении. (На экране демонстрируется слайд № 7)

Выступление четвертого старшеклассника:

Тепловое действие тока используют в различных нагревательных приборах. Основная часть любого нагревательного прибора – нагревательный элемент, который представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный выдерживать, не разрушаясь, нагревание до высоких температур. Чаще всего для изготовления нагревательного элемента применяют нихром – сплав никеля, железа, хрома и марганца. Большое удельное сопротивление нихрома позволяет изготовлять из него удобные – малые по размерам – нагревательные элементы в виде лент и спиралей.

Чтобы получить экспонат «Нагревательный элемент», нужно решить задачу. (На экране демонстрируются задачи, за решение каждой из них учащийся получает экспонат «Нагревательный элемент»)

3. Подведение итогов урока, объявление оценок за активное участие (обучаемым, набравшим 6 -7 «экспонатов» ставится оценка «5», за 4 -5 «экспоната» - оценка «4»).

Задание на дом: § 54. Составить к нему вопросы и сравнить их с предложенными в учебнике.

Источники:

  • А.В.Перышкин «Физика. 8 класс».
  • И.И.Мокрова «Физика. 8 класс».
  • П.С.Кудрявцев «Курс истории физики».
  • А.С.Енохович, О.Ф.Кабардин, Ю.А.Коварский и др. «Хрестоматия по физике».
  • М.Колтун «Мир физики».
  • М.Н.Алексеева «Физика – юным. Теплота. Электричество».
Author: Nataly