Версия сайта для слабовидящих

Из опыта работы учителя ОБЖ

Автор: Мальцев Г.В.. Опубликовано в Страница Мальцева Геннадия Васильевича

Автор разработки: Мальцев Геннадий Васильевич, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 10» первой квалификационной категории.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК, 2012 год.

Лауреат в номинации «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ (ПОСОБИЯ)», приказ управления образованием муниципального образования Тбилисский район от 17 апреля 2012 года № 223 «Об итогах муниципального конкурса методических и дидактических материалов, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик».

Направленность программы кружка «Стрелковый» - военно-патриотическая.

Направленность дополнительной образовательной программы – это участие в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также участие в военно-спортивных мероприятиях:

  • в смотре – конкурсе «Растим патриотов России»;
  • в месячнике Боевой славы, посвященного Дню защитника Отечества «Святое дело Родине служить»,
  • в военно-патриотическом спортивном празднике «Отчизны верные сыны»,
  • в спартакиаде молодежи допризывного возраста.

Актуальность программы обучения по данной тематике очевидна. Подростковая преступность имеет тенденцию к ее росту. Появляются националистические военизированные формирования молодежи. Эмоциональные и стрессовые состояния учащихся выплескиваются наружу в виде драк, воровства, хулиганства, сквернословия, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, вандализма и т.п.

Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлены тем, что в программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» недостаточно времени уделяется этим темам, а в программу учебно-полевых учебных сборов входит стрельба. Поэтому данная программа используется для стрелковой подготовки допризывной и призывной молодежи. Программа предназначена для учащихся 5-11 классов. Возрастной диапазон 10-16 лет. Программа позволяет развить у обучаемых такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них имеется реальная возможность в изучении современного стрелкового оружия и возможность научиться метко стрелять, что крайне важно для будущих защитников Отечества.

Привлечение учащихся к военно-прикладным видам спорта позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым снизить уровень детской наркомании и преступности.

Цель программы: научить воспитанников разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии и метко стрелять.

Задачи программы:

Обучающая: Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе.

Воспитательная: Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории. Сформировать у воспитанников целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм и коммуникативность. Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений.

Развивающая: Развивать у воспитанников внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность.

Программа разработана на возрастную группу 10-16 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Приём детей по желанию. Оборудование для проведения занятий: стрелковый тир, пылеулавливатели,прицельный станок. В процессе обучения по программе необходимо иметь: пневматические винтовки, пульки для пневматических винтовок, мишени, макет автомата. Формы проведения занятий – беседа, семинар, зачет, практическое выполнение упражнений по стрельбе. Режим занятий – два раза в неделю.

Прогнозируемый результат:

  • Приобретение обучающимися знаний по основам стрельбы из различных видов оружия;
  • Развитие и усовершенствование навыков участия в военно-прикладных видах спорта;
  • Формирование интереса к регулярным занятиям военно-прикладными видами спорта;
  • Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня

Критерии оценки:

«Зачтено»- обучаемый правильно ориентируется в современном стрелковом оружии, знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы, умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, вести прицельную и кучную стрельбу с результатом не ниже 18 очков при 3-х выстрелах,30 очков при 5-ти выстрелах, 60 очков при 10-ти выстрелах;

«Не зачтено»: 1) если обучаемый неправильно ориентируется в современном стрелковом оружии, не знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы, не умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, 2) ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 18 очков при 3-х выстрелах, 30 очков при 5-ти выстрелах, 60 очков при 10-ти выстрелах.

Формы подведения итогов результатов обучения детей.

В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:

  • проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи;
  • проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки:
  • контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса;
  • соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;
  • общешкольные соревнования по стрельбе из пневматического оружия;
  • анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися и их родителями.

Результатом эффективности данной программы являются высокие результаты на соревнованиях по стрельбе муниципального и краевого уровня.

Вопросы к теоретическому разделу курса для контроля знаний учащихся:

  1. Расскажите об истории развития пулевой стрельбы в России.
  2. Расскажите об участии российских спортсменов на чемпионатах.
  3. Что называется выстрелом?
  4. Что влияет на дальность и точность полета пули?
  5. До каких пор действует сила отдачи винтовки?
  6. Как называется наука, изучающая движение пули?
  7. Что такое траектория полета пули?
  8. От чего зависит величина силы сопротивления воздуха?
  9. Расскажите о способах стабилизации полета пули.
  10. Явление естественного рассеивания пуль.
  11. Расскажите о причинах рассеивания пуль.
  12. Что называется отклонениями пробоин?
  13. Для какой цели необходимо определять среднюю точку попадания пуль?
  14. Какие способы определения средней точки попадания пуль вы знаете?
  15. Расскажите о технических характеристиках винтовки ИЖ38.
  16. Какие пули используются для стрельбы из пневматических винтовок?
  17. Назначение и устройство основных частей пневматической винтовки.
  18. Расскажите о положении частей и механизмов винтовки при хранении и до заряжания.
  19. Что происходит с механизмом винтовки при заряжании?
  20. Как работают части и механизм винтовки при выстреле?
  21. Основные правила ухода за пневматической винтовкой.
  22. Какие правила безопасности и правила выполнения стрельб должен знать стрелок?
  23. Как производится приведение винтовки к нормальному бою?
  24. Что такое точность стрельбы?
  25. Что такое кучность стрельбы?
  26. Порядок организации и проведение соревнований по стрельбе.

Методическое обеспечение программы.

Методическая работа:

  • разработка планов занятий по темам;
  • подготовка дидактического материала к новому учебному году;
  • разработка и оформление методических и наглядных пособий;
  • использование методических разработок прошлых лет и совершенствование их в процессе практического применения;
  • разнообразить методы проведения занятий, а также использовать теоретические и практические рекомендации методистов и педагогов, применяя для этого журналы«Военные знания», «Основы безопасности жизни»и сеть Интернет;

помощь в проведении районных соревнований.

Используемая литература.

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987
  2. Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. М.: Просвещение,1984.
  3. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. М: Дрофа, 2006.
  4. Стрелковый спорт. Правила соревнований. М., 1977.
  5. Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 1967.
  6. «Винтовки и автоматы» (автор А.Б. Жук, военное издательство 2007 г.).
  7. Журнал «Военные знания» №2, 2008 г.
Author: Nataly