Версия сайта для слабовидящих

Использование нестандартных форм уроков музыки

Автор: Бубенина О.В.. Опубликовано в Спорт и творчество

Из опыта работы учителя музыки МБОУ «СОШ № 10» Бубениной Оксаны Владимировны.

Урок музыки особый, так как учитель создаёт условия для раскрепощения фантазии, воображения ребёнка, а это решающий фактор в любой творческой деятельности.

Это объединение в одно целое различных видов искусства: литературы, живописи, истории, религии. Благодаря межпредметным связям, я провожу нестандартные формы уроков:

Урок-путешествие. Он может быть связан не только с географией, но и являться экскурсией по страницам литературных произведений, в которых звучит музыка, как, например, в 5 классе, когда мы проходим тему «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Урок-прогулка может придать занятиям поисковый характер, например, по темам «Прогулка в осенний парк», «Прогулка в школьный музей».

Интересен урок-интервью. На этом уроке оценивается содержательность, творческий характер беседы, оригинальность высказываний. Это проходит как обобщающий урок по изучаемой теме.

Более сложно организовать урок-спектакль, который предлагает соединение двух видов искусств: музыки и театра. Такой урок можно провести во 2 классе по теме «Куда ведут нас «три кита»?». Здесь ученики исполняют по ролям фрагмент из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». В 3 классе можно показать фрагмент из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

Внедрение интеграции на уроках музыки продолжается и во внеурочной деятельности. Это театр, песни, балы, музыкальные гостиные.

Использование приёмов интеграции даёт положительные результаты: дети делают иллюстрации к музыкальным произведениям, создают художественные образы в разных формах (словесной, изобразительной, музыкальной, драматической), пишут рассказы, миниатюры, стихи, навеянные музыкой. Занимают призовые места в конкурсах, выступают с концертами. Дети с удовольствием ходят на уроки музыки, потому что получают положительные эмоции, т.к. с удовольствием поют, рисуют, сочиняют, исполняют, знакомят нас с новыми музыкальными направлениями, исполнителями этих направлений.

В своей работе я также использую тестовые формы работы.

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в сфере преподаваемого предмета. Тест как средство педагогического измерения даёт учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в образовательном процессе. Тесты используют как средство проверки, контроля и оценки.

Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку. В массовой практике является одним из действенных средств педагогического измерения.

Тесты на освоение содержания музыкального искусства позволяют установить качество знаний, умений и навыков.

Для примера хочу продемонстрировать тесты:

Для 5 класса:

1. Кто является основоположником русской классической музыки:

а) П.И.Чайковский; б) М.И.Глинка; в) М.П.Мусоргский

2. Какой балет не принадлежит П.И.Чайковскому:

а) «Лебединое озеро»; б) «Щелкунчик»; в) «Любовь к трём апельсинам»

3. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют:

а) опера; б) балет; в) мюзикл

4. Кто написал произведение «Старый повар»:

а) Некрасов; б) Пришвин; в) Паустовский

5. спектакль, в котором все действующие лица поют:

а) опера; б) балет; в) кантата

6. Н.А.Римский-Корсаков – это ….

а) русский композитор, основоположник русской музыки; б) польский композитор; в) один из русских композиторов кружка «Могучая кучка»

7. Что такое «Могучая кучка»?

а) кружок художников; б) кружок композиторов; в) кружок географов

8. Какой инструмент не относится к струнной группе:

а) скрипка; б) альт; в) виолончель; г) гобой

Для 8 класса:

1. В какой стране впервые появился джаз?

а) Япония; б) Россия; в) Америка

2. Какие из трёх музыкальных жанров стали основой джаза?

а) песня; б) танец; в) марш

3. Самый известный исполнитель джазовой музыки:

а) М.Джексон; б) Луи Армстронг; в) Дж.Леннон

4. балет не принадлежит П.И. Чайковскому:

а) «Щелкунчик»; б) «Лебединое озеро»; в) «Спящая красавица»; г) «Любовь к трём апельсинам»

5. Название какого музыкального инструмента совпадает с названием геометрической фигуры:

а) круг; б) квадрат; в) треугольник; г) четырёхугольник

6. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:

а) симфония; б) песня; в) балет; г) баллада

7. Во сколько лет И.С. Бах остался сиротой?

а) 9 лет; б) 10 лет; в) 11 лет

По словам Н.Е.Щурковой («Культура современного урока») и её коллег, «современный урок музыки – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с малоизученным и не совсем знакомым, уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок».

Author: Nataly