Версия сайта для слабовидящих

Вводный урок курса ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Автор: Тебенькова Н.Н.. Опубликовано в Тебенькова Н.Н.

Разработка Н.Н.Тебеньковой вводного урока курса ОРКСЭ заняла 3 место в краевом конкурсе на лучшие учебно-методические разработки по вводной теме «Наш дом – Россия» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 году.

Тема: Россия – наша Родина.

Цели: воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

- познакомить учащихся с учебным пособием

- способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России

- систематизировать знания учащихся о государственной символике

- продолжить работу над формированием навыка выборочного пересказа и умением отвечать на вопросы

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, священные сооружения.

Ход урока

Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки».

Сообщение темы и целей.

Слайд 1.Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

- Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника «Посмотрим, полистаем, познакомимся»:

- Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?

Изучение нового материала

Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные.

Слайд 2.Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном

Объяснение учителя.

- С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

- Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово «родина»? (ответы).

- Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову «родина», вы можете привести? (ответы)

- Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы.Дети работают в парах.

- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл (Двое обучающихся работают у доски).

На доске появляется пословица: «Где родился, там и пригодился».

Знакомство со станицей Нововладимировской.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Что вы знаете о своей станице? (ответы).

- Нет родины краше, чем станица наша!

Слайд 3.Сообщения уч-ся о станице Нововладимировской.

Слайды 4-5.

Прекрасные сады, деревья и поля.

Всё это – Родина моя!

Слайды 7-9.

Речушка Бейсуг, тополя.

Всё это – Родина моя!

Слайды 10-14.

Здесь живёт народ трудолюбивый

И отдыхает он с душой.

Мы помним тех,

Кто подарил нам это.

И низкий им поклон земной.

Слайд 15. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

- Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства? (Ответ)

– Какие ещё города России вы знаете? (Ответы)

Слайды 16-17.

- Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут –

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.

Слайд 18. Работа по карте России.

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать об ее территории?

- Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

- Назовите и покажите столицу России.

Слайд 19. Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле,а единой семьей – это духовные традиции и ценности.

Слайд 20. Словарная работа .

На доске слова:

ПАТРИОТ

ОТЕЧЕСТВО

РОДИНА

СТОЛИЦА

ПРЕЗИДЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

Самостоятельная работа.

Учащиеся находят значение слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадь, а затем зачитывают составленные предложения.

Объяснение учителя.

- Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный)

- Наш мир, ребята, делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный).

-Что же такое духовный мир?

Работа по учебнику.

- Обратимся к учебнику (стр.4). (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).

- Запишите словосочетание в словарик.

Слайд 21.

На доске записаны слова:

Высокое-

Светлое-

Красивое-

Доброе-

Любовь-

Честь-

Правда-

-Подберите к этим словам антонимы (Дети подбирают слова)

Высокое – низкое

Светлое – тёмное

Красивое – уродливое

Доброе – злое

Любовь – ненависть

Честь – бесчестие

Правда – ложь

- Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

- Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

- Кто может дать объяснение этому словосочетанию?

- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Вечные ценности – то, что ценится во все времена.

- Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? (Ответы)

 - У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Слайд 22.

Традиция- (от лат. traditio - предание) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

- Запишите данное слово в свой словарик.

Слайды 23-24.

- Какие бывают традиции?

- Семейные традиции объединяют семью.

- Русские традиции объединяют русский народ.

- Межнациональные традиции объединяют народы.

- Все традиции объединяют Россию.

- Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.

Закрепление изученного.

-Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? (Патриот).

- А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).

- Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться.

Слайды 25-30.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

Работа в группах.Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.

1 группа– военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич.

2 группа– композиторы и певцы – Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.

3 группа– писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.

4 группа– космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.

5 группа– спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.

Итог урока.

Слайды 31-32.

«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший Патриарх Московскийи Всея Руси Кирилл).

-Что такое духовный мир человека?

-Что такое культурные традиции и для чего они существуют?

Слайд 33.

Домашнее задание. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:

Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания – по выбору).

Проведи интервью с родителями по вопросам:

Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?

Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?

Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?

Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

Слайд 34.

Вопрос-мостик: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»

Используемый учебный материал

Список специальной литературы для учителя по теме модуля:

Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебник Кураева).

Методические рекомендации для учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Интернет-материалы.

Author: Nataly