Решаем вместе


Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Столовая
    Столовая
  • Наша школа!
    Наша школа!
  • Точка роста
    Точка роста
  • Наша школа!
    Наша школа!

Урок русского языка в 2 классе по теме "Роль прилагательных в речи"

Тема урока «Роль имён прилагательных в речи». 1.Вводная часть урока. Звучит музыка Вивальди «Зима». Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина: Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз… И рады мы Проказам матушки-зимы! - Кто автор данного стихотворения? (А. С. Пушкин) Такой предстала перед нами зима в описании Пушкина.– А какой вы представляете себе зиму?. Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!». А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха. Сегодня мы будем создавать свою снежную сказку.

2. Завязка действия. Рассмотрим два текста А. С. Пушкина: (без прилагательных и с прилагательными.) Под … небесами … коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. - Какой из 2 текстов даёт более яркую, более эмоциональную зимнюю картину? Второй отрывок. - Какая часть речи «виновата» в создании такой образной зимней картины? (Имя прилагательное). Может ли речь существовать без имён прилагательных? Это мы сегодня узнаем на уроке.

3. Действие урока (развитие его сюжета) - Что такое имя прилагательное? (Часть речи). - Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета). - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? – Признаки каких предметов обозначают имена прилагательные в стихотворении А.С.Пушкина? – Запишите словосочетания в тетрадь. Под небесами (какими?) голубыми. Коврами (какими?) великолепными. С какой частью речи связано имя прилагательное? С именем существительным. Для чего использовал Александр Сергеевич имена прилагательные? Для описания. На доске появляется карточка с записью: «Роль имени прилагательного». Первоначально у А.С.Пушкина эти строчки в черновике звучали так: Под голубыми небесами Необозримыми коврами Лежит, как саван, белый снег. Поэт заменяет слово «необозримыми» на «великолепными». Необозримый – огромный, беспредельный. Великолепный – роскошный, пышный, блестящий, ослепительный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудесный, сказочный. Лепый – красивый, хороший, прекрасный, благовидный. Великий – большой. Саван – белый покров (снега, зимы, поэтическое) - Прав ли Пушкин, что заменил прилагательные? Что описывает Александр Сергеевич в своём стихотворении? (Снег). Снег у Пушкина всегда разный: «сиянье розовых снегов», «печальным снегом занесенный», «веселый мелькает, вьется первый снег».

4.Разноуровневая самостоятельная работа. 1 уровень: Самый первый снег … и … . Ложится он на … землю. Небо … , снежок … и … . (Списать, вставить имена прилагательные). Слова для справок: робкий, тихий, чёрную, серое, белый, лёгкий. 2 уровень: «Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём». (С. Иванов). (Списать, подчеркнуть имена прилагательные) Проверка. Вывод: Для чего нам нужны имена прилагательные? Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь красивой или образной. Многих поэтов и художников вдохновляли зимние картины. Один ученик второго класса тоже решил написать сочинение о зиме. Послушайте его: «Вот и пришла зима. Выпало много снега, кругом сугробы. Задули холодные ветры. Все ходят в шубах и болеют гриппом. Как хорошо зимой!». Вам понравился рассказ? Почему? Ученик для описания зимы употребляет одно прилагательное. Нет описания снега. Попробуем изменить, уточнить текст: «Вот и пришла долгожданная зима! Она принесла много. Сильные вьюги, морозы. А сколько великолепия вокруг! Снег, словно мягкое белое покрывало, лежит повсюду. Ребята рады зиме. Они катаются на санках и коньках, играют в снежки, строят крепости». Давайте и мы с вами попробуем написать несколько строчек о зиме: …. Снежинка … пушинка … летала … упала -Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета. Имена прилагательные украшают нашу речь, передают впечатление, задают настроение.) Что именно уточняют имена прилагательные? (Им. сущ.) Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Давайте поиграем. Отгадайте, кто это?

5. Игра «Отгадай, кто это?» Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) Рыжая, хитрая, ловкая. (Лиса) Серый, хищный, жадный. (Волк) Белый, пушистый. (Снег) Круглое, сладкое, сочное. (Яблоко) А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки. Работа по карточке задание № 2 Широкая, глубокая … река Зелёный, сладкий, сахарный … арбуз Кудрявая, белоствольная … берёза - Давайте проверим, что же у вас получилось? – Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные? (Имена существительные)

6. Итог урока. Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла? Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные? Понравился ли вам наш урок? Чем? А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках? А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение. Послушайте, и скажите о чём идёт речь? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

7. Задание на дом

Author: Nataly