Версия сайта для слабовидящих

Урок Письма

Автор: Ефименко Л.С.. Опубликовано в Начальные классы

Урок был проведён в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели русского языка и литературы. Автор разработки - учитель начальных классов Ефименко Лариса Сергеевна.

Тема: "Учимся писать письма".

Цели:

  • познакомить детей со структурными компонентами письма, понятием «обращение» и со способом его оформления на письме;
  • обобщить знания детей о возникновении письма, уточнить представления детей о значении писем для человека в общении,
  • развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,
  • воспитывать культуру написания письма.

Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор, экран, рабочие тетради.

Ход урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, пожелаем не зевать,

Все к уроку мы готовы  – будем думать, отвечать.

Сообщение темы и целей урока. Мотивация урока.

Кто приходит по утрам и приносит письма нам? Правильно, почтальон. Как вы думаете, для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф, Интернет?

Ответы детей: С помощью писем  люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость. А вы когда-нибудь писали письма? Прочитайте тему урока (на экране). Сегодня я расскажу, как правильно написать письмо, какие бывают письма, из чего состоит письмо, о чём нельзя забывать, когда пишешь его.

Актуализация ранее изученного материала.

- Что такое письмо? - Письмо это лист бумаги с написанным текстом, который один человек может послать другому. Ещё это предмет в школе, в 1 классе, где мы осваиваем первые навыки письма. Правильно, слово «письмо»  имеет несколько значений. Вы назвали два из них. Ещё письмо – это система графических знаков, которые используются для написания. И сегодня на уроке мы будем говорить о письме, как о системе графических знаков, которые человек использует для записи своих мыслей. А о каких знаках я говорю?   - Это буквы.

Чистописание.

пи ип иг ги пр ри

Пишут не пером, а умом. (дети работают в тетрадях, учитель следит за посадкой при письме)

- Как вы думаете, люди писали письма до возникновения азбуки? Да, рисовали на скалах рисунки, и разные знаки.Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Для передачи информации они придумали делать небольшие рисунки на камне, а если нужно было передать сообщение, то на дощечке. Ещё в глубокой древности пользовались люди удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду.

Давайте проведём словарную работу. Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.

Запишите слово для звуко-буквенного анализа.

ПИСЬМО – 2 слога

П (п ) – согл., глух., парн., мяг.

И (и) – гл., безуд.

С (с) – согл., глух., парн., мяг.

Ь (-)

М (м) – согл., звон., непарн., тв.

О (о) – гл., ударн.


6 букв, 5 звуков

Адрес – надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя.

Подбери однокоренные слова (Адресок, адресная, адресовать, адресат). Разберите слова по составу.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, почтовое отправление. Это человек. Запишите предложение, разберите его по членам предложения: Адресат получил важное письмо.4

Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг. Вот предложение: «Почтовый конверт готов (к) отпра(в,ф)ке».Как исправить? Ответы детей. Давайте проверим, как мы написали.

Отправитель – лицо, учреждение, посылающее письмо.

Адрес отправителя написан на конверте правильно? Для чего это очень важно? Можно ли чёркать, исправлять, писать кривыми буквами? Почему? Письма носит почтальон, и он может отнести по неправильному адресу. Возьмите в руки конверт. Найдите слово: КОМУ. Это вопрос какого падежа? Так как письмо вы будете писать мне, подписываем все вместе. Найдите слово: КУДА. Здесь записывают адрес, тот, куда вы пишите письмо. Записываем вместе. Ниже, в рамке написано: индекс места назначения. Сюда впишем мой индекс 352376. Образец написания цифр надо посмотреть сзади конверта. Поле, где пишется, от кого письмо, и ваш адрес вы заполните дома.

Физкультминутка.

О письме мы много знаем, и его мы изучаем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,

и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.

Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

Закрепление изученного материала.

Любое письмо – это текст. Из каких структурных частей состоит текст? (Текст имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку).

- Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присуща диалогическая форма общения: приветствие, прощание, обращение.

Какую роль играют письма в жизни человека? Письмо имеет большое значение. Людям хочется общаться даже на расстоянии. Какие же бывают письма? Почему так важно правильно обратиться и проститься в письме? Прочитайте, как обращался в письмах к родным М. Горький:

«Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю.

Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький». Это письмо-пожелание.

Ответьте на вопрос: как вы обратитесь в письме друг к другу, к учителю, к бабушке?

«С Днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий ваш дедушка Коля». Это письмо – поздравление.

А вот письмо – информация. Оно отражает настроение писавшего:

«Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория «Лесная сказка».

Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучился по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти мне кроссовки и мои любимые книги.

Целую. Ваш сын Владик».

15 основных правил искусства написания писем:

  1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
  2. Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
  3. Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
  4. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат)
  5. Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.
  6. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
  7. Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
  8. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
  9. Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.
  10. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
  11. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
  12. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  13. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  14. Письмо перед отправлением следует перечитать.
  15. Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

Давайте рассмотрим структуру письма.

Обращение

  • Дорогие мама и папа!
  • Любимая бабушка!
  • Уважаемый учитель!
  • Привет, Юлька!
  • Здравствуйте, мои дорогие!
  • Уважаемый Андрей Петрович!

Начальная фраза о состоянии переписки.

  • Получил ваше письмо.
  • Давно не получала писем.
  • Очень захотелось вам написать.

Основное содержание письма.

Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо. В семье никто не болеет. Все работают. Коля, Таня, Ира и Владик учатся на «хорошо» и «отлично». У нас в «Огоньке» весело и мне очень нравится!

Вопросы адресату:

  • Как ваше здоровье?
  • Какие новости?
  • Как живёте?

Просьбы. Приветы.

  • Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных.
  • Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям...

Прощание.

  • До свидания!
  • До скорой встречи!
  • Ну, пока!
  • Обнимаю вас.

Концовка (подпись, дата)

  • Целую.
  • Скучаю.
  • Жду приезда.
  • Ваш сын …
  • Ваш внук ...
  • Твой надёжный друг ...
  • 14 марта 20__ г.

Информация о домашнем задании.

Напишите письмо. Не забудьте все правила написания писем! Для этого ещё раз прочтите внимательно памятку. Утром, по дороге в школу, бросьте его в почтовый ящик.

Подведение итогов урока.

  • Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома?
  • Как могут доставляться письма? Какие особенности имеет письмо в отличие от обычного рассказа?
  • Что можете сказать о своей работе на уроке? Как оцениваете себя за урок? Где могут пригодиться эти знания и умения?
Author: Nataly