Версия сайта для слабовидящих

Мастер-класс фрагмента урока истории "История письменности"

Автор: Конищева Н.В.. Опубликовано в Страница Конищевой Натальи Викторовны

Материалы проведения мастер-класса учителя истории Конищевой Н.В. на муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года Кубани-2010».

Здравствуйте, уважаемые взрослые ученики! Я учитель истории Наталья Викторовна. Я предлагаю Вам завязать узелки разного цвета (завязывают) С их помощью мы совершим путешествие в историю письменности.

Слайд 1

Однажды первобытный человек сидел в пещере и ёжился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Это постоянная забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Надо было бы завязать узелок на память… Так появилось узелковое письмо – кипу.

Слайд 2

В основном это была фиксация данных, численности населения, количества войска, оружия, урожая. О чем идет речь, узнавали по цвету. Цвета шнурков были символическими. Угадайте, что они обозначали? (раздать таблички с заданием).

 

Белый Золото
Жёлтый Армия
Чёрный Болезнь или время
Красный Серебро или мир
Зелёный Хлеб

Слайд 3

Давайте проверим.

Наши предки славяне имели тоже узелковую письменность.  Нити, на которых завязывали узелки, сматывали в клубки. Мы до сих пор завязываем узелки на память, или говорим фразу «нить повествования». Скажите, какой герой сказки получает клубок у бабы Яги? (отвечают)

Слайд 4

Разматывая этот древний путеводитель, Иван-царевич узнавал, как добраться до места.

А как ещё люди могли передавать друг другу сообщения?

(Варианты ответов)

Слайд 5

Правильно, одним из способов были картинки. Так появилась пиктография.

Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками.

Слайд 6

Давайте попытаемся их прочесть (загадка состоит из наскальных рисунков)

О ком идёт речь? (человек) Что он сделал? (….) Ну а теперь правильный ответ: Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал.

Вы знаете, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисуночным письмом.

Где на улице можно увидеть картинки-знаки? Какие знаки?

Слайд 7

Правильно. Например, этот знак. Водителю ясно: рядом школа, значит, надо быть особо внимательным и осторожным.

А знаете ли вы, на чем рисовали рисунки и выводили первые буквы?

Слайд 8

В древности в Междуречье писали на глине, там же были созданы первые школы. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? На ещё мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Такое письмо называется клинописью, потому что для письма они пользовались палочкой, заостренной на конце клинышком. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину. Так шумеры и кошка изобрели письменность. Давайте и мы с вами попробуем на табличках написать слово Школа. (Пишут)

Слайд 9

Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось труднее. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие. В Древнем Египте появились иероглифы. Угадайте, сколько? (угадывают) Более 700 иероглифов.

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки…

Все знакомое почти,

А попробуй-ка прочти!

Слайд 10

Египтяне писали на папирусе. Писать на папирусе было неудобно, тогда нашли новый материал - пергамент. Изготовляли его недалеко в городе Пергам, вот откуда это название.

Несмотря на то, что в разных странах писали по- разному, во все времена и у всех народов почитались люди, которые создавали письменность. Я думаю, вы сможете назвать имена братьев, создавших славянскую письменность (Кирилл и Мефодий).

Слайд 11

Как назвали алфавит, который составил Кирилл (кириллица).

А как назывался алфавит Мефодия (глаголица).

Слайд 12

Перед вами глаголица (Изображение глаголицы)

Слайд 13

Она оказалась неудобной и славяне стали использовать кириллицу, которую назвали «азбука».

Слайд 14

Древние славяне писали на бересте. Для этого нужна была кора дерева. Какого? Берёзы.

Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

Слайд 15

Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2ряда буквами. Это оказалась шутка - загадка, которую мы попробуем отгадать. Нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем, букву второй и так до конца.

Н В Ж П С
Е Е Я И А

(Щелчок)

«Невежя писа»

В настоящее время  нам и в голову не придет писать  на бересте, во всем мире пишут на бумаге.

Молодцы! Вы хорошо поработали! Давайте подведём итог нашего занятия. Перед вами виды письменности. Выберите понятия, которые связаны с каждым видом письменности.

  узелковое письмо
  глина
  папирус
  глаголица
  древние охотники
  кириллица
  Древний Египет
кипу знаки дорожного движения
рисуночное письмо первые школы
клинопись пергамент
иероглифы береста
азбука Междуречье
  Иван Царевич и Баба Яга
  Кирилл и Мефодий
  клинышек
  кошка
  буквы
  шумеры
  город Пергам
  узелки на память
  нить повествования

А знаете ли вы, что именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги?

Послушайте легенду. Сидели как-то в саду два китайца, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два китайца, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Сначала древесина сильно размельчалась, потом опилки перемешивались с химикатами и, чтобы всё это быстро сохло, промокались специальными фильтрами и сушились. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос.

Для письма использовались сначала гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным.

А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Посмотрите, что они собой представляют. Заголовки или первые буквы песец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, растворённого с рыбьим клеем.

Теперь, наверное,  вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно около года при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд.

Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги.

Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшем печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг.

Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был тоже длительным (хотя не таким долгим как у рукописной книги) и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями.

Author: Nataly