Версия сайта для слабовидящих

Интегрированный урок истории и географии "Путешествие по Тбилисскому району"

Автор: Конищева Н.В.. Опубликовано в Страница Конищевой Натальи Викторовны

Этот урок был проведён совместно учителем истории Конищевой Н.В. и учителем географии МБОУ «Ванновская № 4» Коновой И.Н. в незнакомом классе в МБОУ «СОШ № 6» на муниципальном Фестивале педагогических идей «Нестандартный урок» в марте 2011 года. Учителя стали победителями Фестиваля.

Эпиграф к уроку: «Народ умирает, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов)

Цель: Воспитание патриотического чувства к Родине

Задачи:

Познавательные: Вызвать у детей интерес, любознательность к содержанию предложенного занятия. Продолжить работу по расширению кругозора. Закрепить знания учащихся о достопримечательностях родного края. Повторить его историческое прошлое.

Развивающие: Развивать слухо-речевое восприятие, умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения. Активизировать мыслительную деятельность и творческое воображение учащихся путём разнообразных приёмов работы.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей малой родине. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину. Учить детей видеть, понимать, оценивать красоту окружающего мира, прививать любовь к малой Родине.

Тип занятия: Урок-путешествие. Форма проведения занятия: Учебная игра.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карта Краснодарского края и Тбилисского района

1. Организационный момент

Учитель истории:Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Сегодня у нас необычный урок, нестандартный: урок – путешествие. А путешествовать мы будем по нашему Тбилисскому району. Заглянем в самые сокровенные уголки нашей малой родины и, наконец, мы попытаемся объединить в этом путешествии две великие и древние науки – историю и географию.

Цель нашего плавания –  обобщить знания, полученные вами на разных уроках – истории, географии, кубановедения, литературе.

А одним из главных героев нашего путешествия сегодня будет, а кто это – отгадайте.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это?(карта).

Правильно, это карта. Отгадав загадку, вы отгадали и тему сегодняшнего урока-путешествия « Путешествие по карте Тбилисского района».

 Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие по Тбилисскому району  с помощью карты. Для этого мы разделились на команды, название которых у вас на столах. Итак, сегодня у нас отправляются в путешествие по страницам истории и географии Тбилисского района 3 экипажа – «Удача», «Виктория» и «Надежда». А, как известно, как корабль назовешь так он и поплывет.

А насколько верно вы будете прокладывать курс в нашем плавании, вам будут сообщать наши гости – наше уважаемое жюри. (Представление жюри)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

Итак, отправляемся в путь. Все вы знаете, ребята, что карты бывают разные: географические и исторические, карты мира, России, края, районов, атласы. Все карты составляют ученые-картографы или историки. А так как мы еще не ученые, а только учимся на них, то в путешествие с собой возьмем маршрутный лист. Вот только беда: он у нас развалился на кусочки, размок, а чтобы отправиться в путь, нам необходимо его собрать.

Задание 1.

(Каждой команде выдаются контуры карты Тбилисского района, разрезанные на несколько частей. Члены экипажей должны собрать из вырезанных фрагментов карту Тбилисского района и приклеить контур на маршрутный лист).

Учитель истории. Ребята давайте посмотрим, что у нас получилось (демонстрируют, что получилось) и сравним с оригиналом на доске. Молодцы, все справились с первым заданием. Уважаемое жюри оцените, пожалуйста, результаты.

Ребята, посмотрите, на нашем маршруте отмечены три населенных пункта, и это неспроста. В станице Тбилисской проживаете вы ребята. В станице Ванновской работает учителем географии Ирина Николаевна, а в станице Нововладимировской живу и работаю в школе учителем истории я -  Наталья Викторовна. Вот только Ирина Николаевна, почему-то задерживается. Я очень беспокоюсь, по этому поводу. Вообще – она ответственный человек.

(Звучит музыка, вбегает обезьянка)

Учитель географии. Здравствуйте ребята, уважаемые гости, добрый день Наталья Викторовна.

Учитель истории.Ирина Николаевна? Это вы? Что с вами?

Учитель географии. По дороге к вам на меня напали космические пираты, они заколдовали меня и мне нужна ваша помощь.

Учитель истории. А как мы сможем вам помочь?

Учитель географии. У меня в руках есть почта для вас от космических пиратов. А в этой почте лежат конверты с заданиями. Помогите мне их решить и тогда вы меня расколдуете.

Учитель истории. Ну что, ребята, поможем Ирине Николаевне?

Обезьянка достает из сумки с почтой первое письмо с заданиями.

Задание 2.

Учитель географии. Итак, приготовились (передает задание)

Учитель истории. Команда должна составить связанный исторический рассказ о ст.Тбилисской по напечатанным вразброс предложениям. (Приложение I)

ОТВЕТ: Станица Тбилисская – старинное казачье селение Старой Линии. За дату основания Тбилисской условно принят день прибытия к редуту казаков, назначенных к поселению близ него – 8 октября 1802 года. Первоначально в казачьем поселении была всего одна улица – «Золотая осень» (ныне улица Красная) – и несколько переулков. Несение пограничной службы было главной обязанностью казаков. Много славных страниц вписали наши предки в историю станицы. Одна из них – подвиг сотни Андрея Гречишкина. В 1866 году была открыта первая школа для мальчиков. В 1897 году через Тифлисскую прошла железная дорога на Екатеринодар. Железнодорожная станция называлась «Розовая».

Учитель географии. Давайте проверим правильность выполнения и сравним с доской. Молодцы, вы справились, и мы делаем первую остановку в нашем плавании – это станица Тбилисская. Отметьте флажком на ваших маршрутных листах первую станцию, от которой мы и отправляемся в наше путешествие, а я отмечу его на большой карте Тбилисского района.

Учитель истории. Пока вы отмечаете, наше уважаемое жюри подводит результат  – насколько точно вы справились с заданием.

Учитель истории. Молодцы, ребята, справились с заданием. Но расколдовать учителя нам пока не удалось.

Учитель географии. Ребята, а в космической почте есть еще одно задание. Может, мы его выполним, и я стану обыкновенным учителем! (Достает из сумки конверт со следующим заданием)

Задание 3.

Учитель истории. Из букв, встречающихся в слове ИССЛЕДОВАТЕЛЬ  необходимо составить как можно больше слов за 1 минуту. Команды готовы? Время пошло!

Учитель истории. Молодцы! Давайте дадим время жюри подсчитать результаты, а мы посмотрим еще задания, которые можно выполнить.

Учитель географии. Ребята, а сумка-то почтовая пустая. Мы, выполнили все задания из нее. Пойду-ка я отдам ее космическим пиратам обратно. Может быть, они меня и расколдуют. (Обезьянка уходит в коридор).

Учитель истории. А пока вы относите почтовую сумку - жюри подсчитает результаты, а мы с вами немножко отдохнем и устроим игру.

Физкультминутка.(В конце музыкальной физкультминутки возвращается учитель географии).

Учитель географии. Ребята! У вас  все получилось, я расколдована.

Учитель истории. Ну, вот теперь мы в полном составе можем продолжать свое плавание.

Учитель географии. Ребята, а вы не знаете, почему космические пираты прилетели именно в нашу страну?

Учитель истории. Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе, используя подсказки (в конверте)

Задание 4.

(Из конверта достаются напечатанные слова, по которым нужно ответить на вопрос (Приложение II)

После вариантов, предложенных учащимися, учитель истории подводит итог:

2011 год объявлен Президентом РФ годом космонавтики в России. В 2011 году отмечается 50-летие первого полета в космос Ю.А.Гагарина, который 12 апреля 1961 года совершил первый полет в космос.

Учитель географии. Ребята, но мне кажется, что мы с вами прошли не весь маршрут, мы сделали большую остановку, а нам нужно отправляться в дальнейшее путешествие.

Учитель истории. Ребята посмотрите на маршрут, прямо по курсу станица Нововладимировская. Что вы о ней знаете? Давайте я вас познакомлю со своей станицей. Презентация (Слайды школы, музея, станицы)

Учитель географии. Ну, вот вы и познакомились со станицей Нововладимировской. Но прежде, чем поставить флажок на станции, мы с вами должны пройти испытание.

Учитель истории.

Конкурс с музейными экспонатами.

Вопрос 1. Как называется это приспособление? (Учитель показывает УХВАТ). Для чего оно служило?

Ответ: с помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

Вопрос 2. Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно. Как называется это приспособление, для чего его использовали? (показывает РУБЕЛЬ)

Ответ: для глажки белья.

Вопрос 3. Что такое «ГЛЭЧИК»? Для чего он нужен?

Ответ: Из глиняной посуды самым распространённым был «ГЛЭЧИК» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану.

Вопрос 4. Попьёт казак молоко, а чем он усы утрёт?

Ответ: полотенцем-рушником.

Учитель географии. Ребята, а теперь пока жюри подсчитывает баллы, отметьте флажком пройденную станцию на маршрутном листе и сравните с доской. (Поставили флажок).

 Учитель истории. Ребята, агде мы еще не были? Куда мы не доплыли? Какой населенный пункт у нас остался неизведанным? Посмотрите на свой маршрутный лист.

Учитель географии. Правильно, последняя станция, не отмеченная флажком – это село Ванновское, которое находится на левом берегу р.Кубань. Презентация (Слайды школы, музея, станицы)

Учитель истории. Ребята, а вы знаете, что Ванновская школа в этом году стала казачьей? А кто такие казаки? (Ответы учащихся).

Учитель географии.  Правильно, а сейчас мы с вами проведем последний конкурс, чтобы отметить на своем листе село Ванновское.

Казачий конкурс «Одень казака»

 Учитель истории. Молодцы, ребята! Справились с заданием. Уважаемое жюри, подсчитайте, пожалуйста, баллы, а вы, ребята,  поставьте флажок на станции и сравните с картой на доске.

 Учитель географии. Итак, ребята. Давайте подведем итог нашего путешествия.Сегодня мы с вами мысленно прошли по Тбилисскому району. Заглянули в самые сокровенные уголки. Скажите, вы узнали что-нибудь новое для себя? Молодцы, значит, цели нашего плавания достигнуты.

Учитель истории. А мы попросим наше уважаемое жюри огласить результаты (выступление членов жюри).

Домашнее задание.

Учитель истории. Ребята, сегодня на память у вас у всех останутся на руках ваши маршрутные листы. Мы надеемся, что ваши познания о Тбилисском районе на сегодня не закончатся, и вы каждый день на любимых уроках будете открывать что-то новое.

Учитель географии.  А все что вы узнаете, наносите на свой маршрутный лист и тогда вы увидите, как день ото дня этот лист приобретает очертания карты.

Учитель истории. Возможно, к 11 классу из него получится настоящая карта Тбилисского района, а вы станете великими

Учитель географиикартографами

Учитель историии историками.

Учитель географии. Мы желаем вам удачи в ваших познаниях.

Рефлексия.

Учитель истории. А в конце нашего занятия мы хотели бы, чтобы вы поставили себе и своей группе оценку за работу на уроке. На термометре отметьте погоду, которая сопровождала наше сегодняшнее путешествие. Такие же термометры есть у нас и у нашего жюри. Мы тоже отметим свое настроение. Покажем, друг другу, что у нас получилось!

36,6 – увлекательно, полезно

39 – слишком сложно, не интересно

34 – слишком просто, бесполезно.

Учитель истории. А сейчас нам хотелось бы вручить вам сертификаты о том, что вы стали настоящими речными туристами. У вас у всех есть классное портфолио. Вложите туда свои грамоты.

Учитель географии. Прекрасно, еще раз спасибо всем за внимание и до скорых встреч!

Приложения:

Приложение II

Ракета

Космос

Апрель

Первый человек

Приложение «Географическая викторина».

Вопрос 1. Тбилисский район находится ближе к Северному или Южному полюсу? (Посередине)

Вопрос 2. Как называется самая большая река Краснодарского края? (Кубань)

Вопрос 3. Какие животные показывают наступление бури на море? (Медузы, чайки)

Вопрос 4. Назовите самого мелкого хищника нашего края (Ласка)

Вопрос 5. Какие племена населяли наш край в древности? (Меоты и сарматы, они занимались земледелием)

Author: Nataly