Версия сайта для слабовидящих

Игра "Выборы в школьный парламент"

Автор: Конищева Н.В.. Опубликовано в Страница Конищевой Натальи Викторовны

Цели и задачи:

- повышение правовой грамотности и политической культуры подрастающего поколения;

- повышение интереса у молодежи к институту выборов;

- подвести учащихся к пониманию необходимости участия в выборах;

- на практике познакомить учащихся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и т.д.

- развивать практические навыки участия в процедуре голосования, творческие способности, интерес к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения;

- подвести учащихся к пониманию Закона о выборах, осознанию эффективности влияния масс на политическую жизнь страны; показать, что выборы являются механизмом демократического управления.

Оборудование: подписные листы, списки избирателей по алфавиту от А до К и от М до Я, протокол голосования, бюллетени для голосования, удостоверение члена избирательной комиссии, избирательная урна, столики для участников игры, листовки (предвыборная агитация), бэйджики для участников игры, удостоверение Президента Школьной Республики, фонограмма песни «Уголок России».

Дополнительные материалы: приложения 1-5.

Ход игры:

Вступительное слово учителя: Здравствуйте. Я приветствую всех собравшихся в этой аудитории. Тема нашей игры «Избирательное право». Сегодня мы с вами в условиях учебно-деловой игры «Выборы Президента Школьной Республики» будем выбирать главу нашей школьной страны.В ходе игры вы сможете реализовать свои знания об избирательном процессе, проверите свои организаторские способности и приобретете навыки участия в выборах.

Словарная работа. А начнем мы наш урок со словарной работы, вспомним понятия, связанные с этой темой.

Вопросы и предполагаемые ответы:

Что такое выборы в РФ?

Раскройте понятие «Избирательное право граждан».

Что такое активное избирательное право?

Что такое пассивное избирательное право?

Раскройте понятие «Избиратель».

Дайте определение «Избирательной комиссии».

Продолжите фразу: «Баллотироваться на выборах - это значит…»

Что такое референдум?

Раскройте понятие «Избирательный ценз»

Учитель: В первой главе Конституции говорится: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления» (ст.1) Что характерно для демократического общества?

Предполагаемые ответы:

В демократическом обществе гражданин имеет большие возможности реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.

Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, понимания выборов в демократическом обществе.

Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.

Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.

Учитель: Демократии нужно учиться со школьной парты, для этого необходимо осознавать свои интересы, иметь желание их реализовывать, быть политически активным. В рамках нашей школы учащиеся имеют возможность проявить такую активность во время выборов Президента Школьной Республики. Сейчас мы предлагаем вам небольшую справку о выборах Президента Школьной Республики. Слово предоставляется депутату Нововладимировского сельского поселения Вагановой Л.В. (выступление).

Учитель: Итак, с чего начинаются наши выборы в школьный парламент? Вначале на заседании Школьного Парламента принимается решение о проведении очередных выборов и устанавливается дата их проведения. Затем итоги заседания Парламента объявляются на общешкольной линейке, по радиоузлу. В газете «Наша школьная страна» публикуется объявление о предстоящих выборах и дате их проведения. Одновременно формируется избирательная комиссия и происходит выдвижение кандидатов в Президенты Школьной Республики. Выдвижение кандидатов на должность Президента Школьной Республики осуществляется только на добровольной основе.Баллотироваться на должность Президента Школьной Республики имеют право учащиеся 8-11 классов, принимают участие в выборах учащиеся 5-11 классов».

Ведущий 1: Сегодня, 12 февраля 2009 года, мы начинаем игру: «Выборы Президента Школьной Республики». В роли Председателя Центральной избирательной комиссии ______________; в роли Секретаря участковой избирательной комиссии ___________; __________ выступает в роли члена участковой избирательной комиссии (представление и вручение удостоверений).

Слово для выступления предоставляется Председателю Центральной избирательной комиссии ________ (выступление).

На имя председателя избирательной комиссии поступило письменное уведомление от ________ в том, что она выдвигает свою кандидатуру в ПШР, так же поступило уведомление от _____ о том, что он дает согласие баллотироваться в ПШР от избирательного объединения 10 класса. Кандидаты в Президенты ШР получили удостоверения, подтверждающие, что они являются кандидатами в ПШР и подписные листы. Кандидаты должны были собрать по 30 подписей избирателей, поддерживающих выдвижение их кандидатур на должность ПШР.

Также поступило письменное заявление от кандидата в ПШР ________ с просьбой зарегистрировать ее доверенным лицом ________ и от _________ поступило заявление, в котором он дает согласие быть доверенным лицом ___________.

Ведущий 2: Доверенные лица были зарегистрированы избирательной комиссией, им выданы удостоверения. Доверенным лицам пришлось немало потрудиться, чтобы собрать необходимое число голосов в поддержку своих кандидатов. Они сдали подписные листы в избирательную комиссию. Мы проверили эти списки, в них нет повторов фамилий. Кандидаты были зарегистрированы и сейчас мы им вручим удостоверения в том, что они являются кандидатами в ПШР.

Учитель: Уважаемые кандидаты, избиратели, оппоненты и наблюдатели, мы с вами присутствуем на встрече с кандидатами в ПШР. Здесь также присутствуют их доверенные лица, избиратели, представители средств массовой информации. Прошу кандидатов в Президенты Школьной Республики и их доверенных лиц, занять свои места в этом зале.

Слово для выступления предоставляется ______________ – доверенному лицу _____________.

Выступление: ______________ – ученик 10 класса выдвигается кандидатом в ПШР от избирательного объединения учащихся данного класса.__________ учится в нашей школе с первого класса. За время обучения зарекомендовал себя способным учеником, у него только хорошие и отличные оценки._________ активно участвует в общественной жизни школы: занимается в кружке юных физиков, посещает спортивные секции, осваивает персональный компьютер. Он исполнителен. Любознателен.Отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, он служит примером для нас. Выдвигая кандидатуру _________ на пост ПШР, мы уверены, что он выполнит свои обещания, если не на 100%, то на 70% - обязательно. Голосуйте за __________, вы не пожалеете!».

Учитель: Слово предоставляется кандидату в ПШР __________.

Выступление: Я, ученик 10 класса, _____________, выдвинут кандидатом на пост Президента Школьной Республики от избирательного объединения 10 класса, в случае моего избрания на этот почетный и ответственный пост, предлагаю следующую программу своей работы:

Для расширения кругозора необходимо организовать больше недорогих экскурсий.

Чтобы наша жизнь была более интересной, предлагаю проводить дискотеки ежемесячно.

Предлагаю организовать театр, постановки которого будут затрагивать основные проблемы современной молодежи.

У каждого из нас есть свое хобби, которое, возможно, вскоре превратится в профессию, поэтому я предлагаю провести конкурс сочинений «Мое хобби», чтобы узнать, чем же увлекаются наши ребята и определить самое занимательное и полюбившееся хобби.

В случае моего избрания на пост Президента Школьной Республики, я обещаю приложить все усилия, чтобы сделать нашу школьную жизнь более интересной и разнообразной.

Учитель: Слово предоставляется кандидату в ПШР _________.

Выступление: Что я могу обещать школе и классу, если меня выберут ПШР:

- Проводить ежемесячно День здоровья;

- Организовать спортивные различные секции, способствующие развитию физической подготовки;

- Уделить больше внимания озеленению школы;

- Создать живой уголок;

- Добиться введения спаренных уроков для учащихся 9-11 классов;

- Ввести предмет «Деловое общение»; «Психология»;

- Проведение экскурсий во время каникул;

- Введение дня хороших манер;

- Ввести пятидневку.

Учитель: Слово предоставляется доверенному лицу кандидата в ПШР _________ – __________.

Выступление: Уважаемые избиратели, _____________ скромная, внимательная, отзывчивая, честная, надежная, разносторонний увлекающийся человек. Если ее выберут Президентом ШР, она сделает нашу школьную жизнь еще веселее, разнообразнее и интереснее. Пришло время выбирать себе достойного Президента, которому можно доверять, на которого можно надеяться.Голосуйте за умную, находчивую, справедливую и надежную – __________! Спасибо.

Учитель: Уважаемые избиратели, представители прессы вы, ознакомившись с программой кандидатов, с биографическими сведениями о них, вы сейчас можете получить ответы на интересующие вас вопросы.

_________ - внештатный корреспондент школьной газеты «В десяточку»:Вопрос кандидату в ПШР _____: Если вы узнаете, что за вас проголосует всего лишь 8% избирателей и вам не победить на выборах, пойдете ли вы голосовать? Спасибо.

- Конечно, пойду. Знаете, есть такая поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», я себя отношу к этой категории солдат. Я непременно пойду на выборы и сделаю свой выбор.

_________ – представитель газеты «В десяточку». Вопрос кандидату в ПШР __________:У В.Маяковского есть такая строчка: «Голос единицы тоньше писка…» - как вы относитесь к этому высказыванию? Спасибо.

- Я считаю, что результат выборов зависит от мнения каждого человека, независимо от того, какой он пост занимает. Как раз от таких единиц зависит будущее страны.

_________ Вопрос доверенному лицу кандидата в ПШР __________:Скажите, пожалуйста, вы, оказывая поддержку своему кандидату, на что-то рассчитываете?

- Вопрос, конечно, провокационный. Я думаю, если _________ одержит победу на выборах, она найдет мне достойное место в своем окружении.

_________ Вопрос доверенному лицу кандидата в ПШР __________: О достоинствах вашего кандидата мы уже слышали, но ведь у каждого человека есть свои недостатки, над которыми необходимо работать. Какие недостатки, на ваш взгляд, есть у __________? Спасибо.

- Да, как и у каждого человека, у ______ есть свои недостатки, но, поверьте, на работе в занимаемой должности, если его изберут ПШР, это не отразится.

Ведущий 1. Вот вы и познакомились с предвыборными платформами кандидатов на пост Президента Школьной Республики. Хочется, чтобы вы отнеслись серьезно к выборам Президента Школьной Республики. Хоть это и игра, но молодой человек, избранный на эту руководящую должность, будет иметь функциональные обязанности, максимально приближенные к настоящей государственной должности Президента, т.е. издавать Указы, представлять интересы школы, формировать администрацию. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене.

Ведущий 2. Давайте поблагодарим кандидатов за проделанную работу, за то, что они нашли смелость выставить свою кандидатуру, достойно представить свою программу и себя. Наша встреча подошла к концу. С этого момента прекращается всякая агитация. Избирательную комиссию прошу пройти на избирательный участок и подготовиться к работе.

Учитель: Вот и настал долгожданный торжественный день. Мы с вами находимся на избирательном участке. Первыми пришли сюда члены избирательной комиссии. Здесь присутствуют: наблюдатель, в роли которого выступает _________; представитель прессы в лице ____________. В присутствии избирательной комиссии, наблюдателя, прессы, мы осматриваем избирательную урну - она пуста, опечатываем ее и ставим в положенное место.

Ведущий 1. Избирательная комиссия, вы готовы встречать избирателей?

Председатель Избиркома: Да. Избирательная урна опечатана, избирательная комиссия присутствует в полном составе, списки избирателей готовы, бюллетени в наличии – значит можно приступать к голосованию. (Звучит фонограмма песни «Уголок России»). Первыми голосуют члены избирательной комиссии. После окончания голосования, избирательная комиссия в присутствии прессы, наблюдателя – вскрывают избирательную урну и ведет подсчет голосов. Избирателям предлагается викторина.

Учитель: Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Эту возможность нам представляют школьные уроки.

Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в мир избирательного права и ответить на вопросы викторины:

- С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Законодательного собрания края?

- Закончите следующее определение: «Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется…»:

- Что представляют собой выборы в России?

- Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:

- Кто является председателем Областной избирательной комиссии?

- С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента  Российской Федерации?

- Кого по закону выбирают в России?

- Кто является председателем Центральной избирательной комиссии?

- Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?

- Кто является председателем Белгородской районной территориальной избирательной комиссии?

- Какие вопросы нельзя решать путем референдума?

- Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации…»

Репортаж с избирательного участка:

Корреспондент газеты «В десяточку» ____________: Уважаемые избиратели, сегодня, 13 февраля 2009 года, мы с вами находимся на избирательном участке МОУ «Нововладимировская средняя общеобразовательная школа Краснодарского края Тбилисского района». Здесь только что завершилось подведение итогов голосования по выборам ПШР. Я обращаюсь к Председателю избирательной комиссии: _________, сегодня для вас напряженный день, что вы можете сказать об активности избирателей?

__________: Активность избирателей выше, чем ожидалось.

Корреспондент: Насколько мне известно, вы уже подвели итоги голосования. Если можно, несколько слов для избирателей. Ведь им интересно узнать результаты голосования.

Председатель Избиркома: Согласно протоколу голосования по выборам ПШР от 13 февраля 2009 года общее количество избирателей:

- принявших участие в голосовании – 18;

- количество выданных бюллетеней – 18;

- количество бюллетеней, оказавшихся в урне – 18;

- недействительных бюллетеней в избирательной урне не оказалось;

- количество избирателей, проголосовавших: «за»: 13, «против» – 5.

Корреспондент: По-разному чувствуют себя избиратели в этой ситуации, кто-то рад за своего кандидата, а кто-то огорчен. А как себя чувствует кандидат, одержавший победу на выборах. Давайте предоставим слово ___________.

Выступление: Уважаемые избиратели! Я искренне благодарю вас за оказанное мне доверие. Я думаю, что вы высоко оценили мою программу и уверены в моих силах. Я же в свою очередь постараюсь оправдать ваши надежды и намеченную мною программу выполнить достойно. Спасибо всем за поддержку.

Корреспондент: _________, что бы вы пожелали вашему оппоненту?

___________: Уважаемые избиратели! Сегодня одержал победу на выборах в ПШР ____________ Я искренне рада за него, и думаю, что он не оставит без внимания хотя бы некоторые пункты моей программы, ведь за меня проголосовало 5 человек, а это что-то да значит. Удачи вам, ______ и плодотворной работы в должности ПШР.

Корреспондент: __________, еще раз, поздравляю вас с избранием на должность ПШР. Успехов вам в осуществлении намеченных планов. На этом наш репортаж с избирательного участка завершен, благодарим за внимание.

Посвящение в Президенты Школьной Республики

Председатель Избиркома: ____________, примите мои поздравления. У меня в руках документ, в котором перечислены ваши права, как ПШР (зачитывание):

Назначить и смещать членов школьного парламента.

Вносить изменения в правила прохождения сельскохозяйственной практики.

Вносить предложения о поощрении за добросовестное отношение к учебе и активное участие в общественной жизни школы.

На один свободный от занятий день (1 раз в месяц)

Право на первоочередное предоставление путевки в туристическую поездку.

Принимать решение о датах проведения общешкольных вечеров, в том числе дискотек.

Настал торжественный момент. Удостоверение вручается ________ ученику 10 класса в том, что он действительно является ПШР МОУ «Нгововладимировская  средняя общеобразовательная школа » (вручение).

По окончании звучания Гимна Школьной Республики Президент ШР произносит клятву:

Я, _____________-, ПШР МОУ «Нововладимировская средняя общеобразовательная школа » перед своими избирателями клянусь:

честно выполнять свои обязанности;

быть справедливым;

клянусь помогать избирателям в любое время, и подчинятся законам школьной республики;

клянусь выполнять свою программу.

Учитель: Сегодня мы выбирали ПШР, вы приняли самое активное участие в этой игре, но некоторые граждане не хотят идти на избирательные участки и голосовать. Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

Предполагаемые ответы:

Если каждый человек будет рассуждать, что выборы обойдутся без него, то так может и случится, но может быть такое, что из-за одного голоса выборы могут быть признаны недействительными, и тогда будут назначены новые выборы, вновь начнется избирательная кампания – а ведь это немалые деньги.

Я считаю, что в день выборов обязательно нужно идти на избирательные участки и голосовать. Но не просто приходить и ставить галочку за кого придется, а выбирать более достойного из списка кандидатов, а для этого необходимо более внимательно следить за информацией в период избирательной кампании.

Я считаю, что люди, которые не ходят на выборы – безразличны ко всему происходящему вокруг, а от этого безразличия страдаем в первую очередь мы.

Я считаю, что каждый сознательный гражданин обязан сделать свой выбор. Многие сетуют, что жизнь недостаточно хороша, кругом несправедливость. Но ведь граждан нашего государства, реализуя свое право голоса, могут изменить ситуацию, если не изменить, то хотя бы попытаться.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы приобрели практические навыки участия в голосовании. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны. Я думаю, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы наша жизнь стала лучше, жизнь граждан достойнее. Спасибо за работу.

Author: Nataly