Версия сайта для слабовидящих

Урок литературы по теме "Тема величия России в произведениях Тютчева" в 10 классе

Автор: Беликова Д.А.. Опубликовано в Беликова Дарья Александровна

Тема урока: Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Выразительное чтение наизусть. Цели урока: знакомство с особенностями лирики Тютчева о России; продолжить освоение навыков анализа гражданской лирики; воспитание гражданственности при изучении лирики Ф.И.Тютчева.

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Прочитать наизусть стихотворение.

II. Изучение нового материала. Слово учителя о своеобразии гражданской лирики:

1. Поколение «любомудров».

2. Чтение стихотворения «14 декабря 1825 года».

- Как назвал Тютчев декабристов?

- Можно ли противопоставлять (по Тютчеву) свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни?

- Почему нужно считаться с «духом народа» как мистического целого?

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Как сейчас в России это происходит?

- Что олицетворяют в стихотворении образы «железной зимы» и «вечного полюса»?

3. Чтение стихотворения «Два единства».

- Какую силу признает Тютчев?

- Ваше мнение по поводу высказывания Бисмарка?

4. Чтение стихотворения «Пророчество».

- О чем мечтал Тютчев вслед за своим отцом относительно всеславянской государственности?

- Каковы попытки сегодняшней России в создании единой государственности?

- Почему это пророчество утопическое?

- Каковы усилия русской православной церкви в этом направлении?

- Какова могла быть роль России в построении православной всеславянской государственности? Ваше мнение.

5. Чтение стихотворения «Цицерон».

Ответы на вопросы письменно:

- Что каждый из вас, как собеседник скажет на этом пиру?

- Как вы относитесь к строкам: «Блажен, кто посети сей мир…?»

- Чувствуете ли вы свою ответственность за те дела, которые вы призваны совершить?

- Где вы намерены взять силы и знания для этого?

6. Знакомство со стихотворением «Наш век».

- В чем видит Тютчев причину распада личности?

- Каков диагноз болезни, поразившей общество, дает Тютчев?

- А что происходит с нами?

7. Учителю: Назвать три статьи Тютчева: «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос». Сказать, что они являются духовным зеркалом, из которого вырастает гражданская лирика поэта. В них Тютчев говорит об умственном бесстыдстве и духовном растлении как отличительной черте своего времени. Как своевременны эти мысли! Стоит поговорить об этом с учениками.

8. «Умом Россию не понять…»

Россия – православно-христианская держава. Русский народ – христианин, не только в силу своих убеждений, но и еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения.

- Читаем стихотворение.

- «Умом Россию не понять», потому что русский народ – христианин не только по рассудку, сколько по врожденной склонности к самоутверждению и самопожертвованию.

- А каково ваше мнение?

9. Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья…». Далее учащиеся формулируют письменные ответы на вопросы:

- Почему край назван «краем долготерпения»?

- Что означает выражение «смиренная нагота»?

- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?

- Тютчев верил в особое всемирно-историческое призвание России как Богоизбранной страны. Каково ваше мнение?

10. Теперь, если мы взглянем на себя, то есть на нашу страну, на Россию, что мы видим? Сознание своего единственного исторического значения нами утрачивается, в России нет национальной идеи, которая объединила бы народ, правительство. А у Тютчева: «Теперь тебе не до стихов…». Характеристика событий этих лет. Далее учащиеся формулируют письменные ответы на вопросы:

- Знает ли Тютчев цену русскому слову?

- Как он ее характеризует?

- К чему призывает нас?

- Согласны ли вы с такой характеристикой русской речи и ее значении?

11. Далее зачитать отрывок из стихотворения «На юбилей князя Вяземского»

…Залог всего, что свято для души,

Родную речь…расти она свободно

И подвиг свой великий доверши!

- К чему призывает нас Тютчев в этих двух стихотворениях?

- Что поможет нам в минуты возможных драматических испытаний?

- Как поэт называет лучшие классические образцы литературы и ее создателей? (незабвенно-дорогие).

12. Тютчев боготворил А.С.Пушкина. Стихотворение «29 января 1837 года» в гражданской лирике Тютчева достигло наивысшей силы звучания. Это стихотворение – ответ на великую национальную трагедию – гибель Пушкина. Читаем стихотворение. Заканчивается афоризмом: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»

- Что выражено в этих стихах?

- Ваше отношение к этому афоризму и вообще к творчеству Пушкина?

- Каковы ваши любимые произведения Пушкина?

13. Подробный анализ стихотворения.

Закончим тему гражданской лирики стихотворением «Тихой ночью, поздним летом…». Здесь нет пафоса, перечисления каких-то значительных событий, переживаний, здесь только тепло, душа России, народа и нашей природы. Читаем стихотворение (тихо и смотреть на реакцию учеников)

- Можно ли это стихотворение отнести к циклу стихотворений о природе? (Да)

- Можно ли заметить здесь любовь к Родине? (Да)

- Какой здесь показана жизнь? (неброская, утаённая и в высокой степени значительная)

- На каких глаголах держится стихотворение? (рдеют – зреют – блестят).

Передано тихое действие жизни. От крестьянского трудового хлеба в полях поэт восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно со зреющими нивами. Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. Ночной час выражает и то, насколько велика жизнь – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет ночью, бессменно. Вера в естественный, органический ход национальной жизни, ведомой Божественным Промыслом, питала оптимизм Ф.И.Тютчева в минуты самых драматических испытаний, которые переживала его Родина. Эта вера должна поддерживать и нас. Следует здесь поговорить с учениками о пессимизме и оптимизме, о силе воли, о том, на что опереться в трудный час их жизни. И в связи с этим стоит напомнить, как вывод, что язык поэзии Тютчева настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг нас. Должен прозвучать призыв у чуткости, внимательности к окружающим нас людям, к природе, истинно красивой, беречь ее и себя, не растрачивать свою жизнь на пьянство, наркотики, уныние и лень. Этому учит нас гражданская лирика поэта.

- О чем это стихотворение: о природе, о жизни, о Родине, о любви? Нет однозначного ответа на этот вопрос. Просто после прочтения его на душе светло и спокойно, появляется вера в себя, в людей, теплота появляется.

III. Делаем заключительный вывод по теме письменно. Вопросы:

- Чему учит нас гражданская лирика Ф.И.Тютчева?

- Какие мысли из его стихотворений вас взволновали?

- Захотелось ли вам как-то перестроить свою жизнь? В каком направлении?

- Где будете черпать силы и знания?

IV. Домашнее задание: выучить любое стихотворение этой тематики Ф.И.Тютчева наизусть.

Author: Nataly