Версия сайта для слабовидящих

Урок литературы по теме "Ролевое чтение басен дедушки Крылова" в 5 классе

Автор: Беликова Д.А.. Опубликовано в Беликова Дарья Александровна

Цель урока: обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А.Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить знания обучающимися фактов биографии И.А.Крылова; проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; проверить знание текстов изученных басен И.А.Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен. Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание). Воспитательные: воспитание культуры работы в группе; воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2).

Конкурс «Найди пару». Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И.А.Крылова. Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару. Например:

ВОЛК ОВЦЫ
СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ
ОЧКИ ОБЕЗЬЯНА
ВОРОНА ЛИСИЦА

Конкурс «Мораль сей басни такова…». Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу: Угадай и запиши название басни по её морали:

Басня Её мораль
  Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
  «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
  Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

Время выполнения – 2 минуты. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты». Выясняют внутри группы, кто лучше прочитает басню. Выразительное чтение басни наизусть. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков». Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Время выполнения – 5 минут.

На доске: Басня – это … Мораль – это … Аллегория – это ...

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль. Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные. В басне используются: диалог; просторечная лексика; особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль – поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория – иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев – сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

«Видеопауза»: отрывок из мультфильма «Стрекоза и муравей».

Конкурс «Знаете ли вы?». Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А.Крылова. Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы: Сколько басен создано И. Крыловым? Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов? Почему героями басен являются животные? Что высмеивал в баснях писатель? Какие басни И.А.Крылова знаешь?

Конкурс «Картинная галерея». Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Детям задаются вопросы: Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.А.Крылова и почему?

Домашнее задание: инсценирование басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».

Author: Nataly