Версия сайта для слабовидящих

Урок русского языка по теме "Разряды прилагательных" в 5 классе

Автор: Беликова Д.А.. Опубликовано в Беликова Дарья Александровна

Урок русского языка в 5 классе «Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия».

Цель урока: Дать понятие о разрядах имён прилагательных. Задачи: Обучающие: дать представление о разрядах имен прилагательных и переходе прилагательных из одного разряда в другой; познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивать орфографическую зоркость. Развивающие: создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе. Тип урока: урок изучения нового материала. Базовый учебник: С.И.Львова, В.В.Львов. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, лингвистический эксперимент, буквенный диктант, творческая работа. Необходимое техническое оборудование: компьютерная презентация, выполненная учителем в PowerPoint.

Ход урока.

Организация начала урока.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

-Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.

-Какой урок сейчас?

-Проверяем готовность.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Целеполагание.

- Когда я ехала к Вам на урок, то встретила в автобусе жителя города Частеречинска.

- А Вы уже посещали этот населенный пункт?

- Так вот, едем мы, и он, житель этого города, говорит: «В нашем городе Частеречинске появился новый житель-подкидыш. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Глава нашего города посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам: «Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего города? Может, кто усыновит его?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».

Беседа по услышанному:

- О каком городе шла речь?

- Новый житель – это кто?

- О каких признаках прилагательного говорилось в рассказе жителя города Частереченска?

- А что Вы можете ещё добавить о прилагательном?

Подготовка к восприятию нового материала:

- А где вы встречаетесь с прилагательными?

- Давайте посмотрим на примерах, как общаются существительные с прилагательными.

Запишите число, классная работа в тетрадях.

Работа со словосочетаниями (Слайд):

Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?

Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.

Весенн(ий) утро

Син(ий) полосы.

Утренн(ий) лучах

Гигантск(ий) сосен

Золотист(ый) дымом

Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов, делая нашу речь образной и красивой.

Изучение нового материала. (Слайд)

Слово учителя: Итак, имена прилагательные указывают на тот или иной признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Как же распределить такое количество прилагательных всего лишь на три разряда?

Именно этому мы и научимся сегодня на уроке. Посмотрите, пожалуйста, на стол. Здесь находятся мои помощники. Рассмотрите их, постарайтесь, используя данные предметы, составить словосочетания сущ. + прил. таким образом, чтобы прилагательные отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.

Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:

Красный шарик

Белый заяц

Кошкин дом

Мышкина нора

Серебряная медаль

Стеклянная ваза

Работа с учебником: Прочитайте материал параграфа 63 и, опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного, самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами словосочетаниях. В помощь хочу Вам предложить таблицу, где отмечены основные значения разрядов прилагательных.

Таблица определения разряда имени прилагательного.

разряд
значение пример
качественное общая характеристика предмета чудесный день
характеристика предмета по величине, весу, запаху и т. п.

огромный дом

легкий груз

характеристика человека или другого живого существа верный друг
относительное материал, из которого сделан предмет норковая шуба
назначение предмета школьная форма
отношение предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.

вчерашняя газета

утренний туман

притяжательное принадлежность предмета лицу бабушкин платок
принадлежность предмета животному заячьи уши

Вывод: итак, по каким признакам вы будете определять разряды имен прилагательных?

Комментирование примеров, записанных в тетрадях и на слайде:

Рассматриваем по всем признакам каждый пример. 1 – с учителем, остальные учащиеся сами пробуют.

- А сейчас предлагаю вам начать практическую работу по теме урока.

Физминутка (повторение фонетики):

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Найдите такое слово в записанных нами примерах? (заяц)

- Я буду называть слово, если там эти буквы обозначают два звука, вы приседаете, если нет, то делаете наклон вперёд.

Юла, тюль, мяч, ёлка, чёлка, объявление, енот, бегемот, объект, объём, юбка, крем, метла, человек.

Закрепление изученного материала.

Работа со словосочетаниями. Запись под диктовку у доски.

Слово учителя: определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами действительно качественные имена прилагательные:

Застенчивый мальчик

Энергичный человек

Верный друг

Словообразование имен прилагательных (устная работа) (Слайды):

Слово учителя:

- При выполнении следующего задания будьте крайне внимательны: не от каждого существительного можно образовать притяжательное прилагательное. Почему? (учащиеся определяют, что притяжательные прилагательные образовываются только от одушевленных имен существительных)

- От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные. Запишите их в составе словосочетаний. Определите способ образования имен прилагательных:

вечер

лиса (лисий)

клен

медведь (медвежий)

бабушка (бабушкин)

серебро

- Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен прилагательных:

таз из меди (медный таз)

суп из овощей (овощной суп)

дрова из берез (березовые дрова)

варенье из яблок (яблочное варенье)

- А каким способом образованы данные прилагательные?

Вывод: эти задания способствуют формированию у учащихся умения образовывать имена прилагательные от имен существительных. Обращается внимание на способы образования имен прилагательных: суффиксальный.

Работа с пословицами и поговорками. (Слайд)

Слово учителя: имена прилагательные широко используются в устном народном творчестве: в пословицах и поговорках. Перед вами пословицы и поговорки. В каждой из них пропущены имена прилагательные. Запишите их, вставляя подходящие имена прилагательные. Как вы понимаете смысл данных выражений?

Всё тайное со временем становится явным.

В тихом омуте черти водятся.

Дурной пример заразителен.

В родном доме и стены помогают.

Слова для справки: тихий, родной, дурной, тайный.

Выполните синтаксический разбор одной из пословиц.

Резерв (отдельные задания). Комплексный анализ текста (раздаточный материал):

(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. (2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

-Прочитайте текст. Озаглавьте его.

-Из предложения 2 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом (рыбак).

-Из предложений 5-6 выпишите слова, правописание приставок которых зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного (рассказчик, разбирается).

- Выпишите из текста только притяжательные имена прилагательные, выполните фонетический разбор одного прилагательного.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Попробуйте продолжить следующие высказывания: Я узнал... Я научился... Мне понравилось...

- Какова была основная цель сегодняшнего урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

- Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.

Домашнее задание: параграф 63, упр.833. (Слайд)

Author: Nataly