Версия сайта для слабовидящих

Урок русского языка по теме "Орфография" в 5 классе

Автор: Беликова Д.А.. Опубликовано в Беликова Дарья Александровна

Тема: Повторение по теме «Орфография». Подготовка к контрольной работе. Форма: игра.

Цели: Повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Орфография»; повторить основные способы проверки слов с орфограммами; продолжать развивать орфографические навыки; продолжать воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: а) рисунок корабля; б) маршрут путешествия; в) наглядный материал для конкурсов «Остров Цветов» и «Рыбалка», г) раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент: Положительный настрой на урок. Объявление темы и целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному и великому морю Орфография. Мы повторим с вами различные виды орфограмм, вспомним способы проверки слов с орфограммами и, я надеюсь, просто получим удовольствие от общения друг с другом. (Запись в тетради числа и «классная работа»).

-Старт! Итак, я приглашаю вас на борт корабля, где сама являюсь капитаном. Поднять якорь! Отдать швартовые! Отправным пунктом является остров Интерес, ну, а в результате мы должны попасть на остров Знание. Вперед! (карта путешествия на доске).

Остров «Докторов»:

Ребята, мы прибыли на остров Докторов. Он так называется, потому что мы должны будем вылечить слова, в которых пропущены буквы, и найти среди них «третье лишнее». Мой диагноз – пропуск буквы, а в качестве рецепта должно быть правило.

Учащиеся рассказывают правило о проверке безударной гласной в корне слова. На столах лежат карточки № 1 с заданиями:

Вставь пропущенные буквы. Найди «третье лишнее»:

а) быстро разв..валось , хорошо прив..лось , разв..валось по ветру;

б) к..рмить , н..чной , зап..х;

в) уд..вление , по..вление ,пл..сать;

г) пос..дел с горя ,зас..делся,заб..жал.

Итак, по цепочке, начиная с 1-й парты, читаем слова, вставляем нужную букву, подобрав проверочное и записываем в тетрадь.

Остров Умников (индивидуальная работа):

Ребята, поступил сигнал бедствия с острова, который лежал вдалеке от нашего маршрута, и нам нельзя терять время, но и оставить его в беде мы не можем. Предлагаю отправить туда группу Умников, а сами продолжим путь. Они выполнят задание и присоединятся к нам.

Раздаются карточки с заданиями 5-6 сильным учащимся:

Вставь пропущенную букву и в скобках запиши проверочное слово.

а) св..ла (                      ) гнездо,    св..ла (                      ) с тропинки;

б) пол  скать (                         ) котенка,       пол..скать (                         ) бельё;

в) прим..рять (                         ) друзей,   прим..рять (                         ) костюм;

г) сп..шите (                          ) на работу ,   сп..шите.(                           ) правильно;

д) ж..знь (                  ) , ш..рокий (                        );е) б..льшой (                 ) ,подхв..тил (                   );

ж) ост..новка (                 ) ,м..ленький (               );з) н..бесный (              ) , пр..лестный (                ).

Остров Цветов (5 мин):

Ребята, мы прибыли с вами на остров Цветов. Посмотрите, какая яркая поляна. Но за этими цветами прячутся слова с непроверяемой гласной в корне. Вот сейчас мы и проверим, как вы знаете правописание словарных слов. К доске вызывается следующие ребята по цепочке, вставляют пропущенную букву, а все остальные записывают слова в тетрадь. Слова: ветеран, береза, пастух, печаль, комната, облака, огород.

Остановка на рыбалку (5 мин):

Ребята, я предлагаю остановиться в тихой гавани Согласных и порыбачить. На каждой из этих рыбок (детская игра «Поймай рыбку») сзади написаны слова с выбором глухой или звонкой согласной. Вам нужно подобрать проверочное слово. Учащиеся выходят дальше по цепочке, снимают рыбку и отвечают, остальные записывают в тетрадь вместе с проверочными.

Слова: 1. лодка. 2. узкий. 3 молотьба. 4. косьба. 5. жидкий. 6. скользкий. 7. хрупкий. 8. сказки. 9. меткий. 10. крепкий. 11. вязкий. 12. просьба. 13. чуткий. 14. слежка.

Остров Мягкий:

- Чтобы преодолеть и последний остров, мы должны вспомнить правило о правописании «Ь» после шипящих и выполнить задание.

Учащиеся рассказывают правило.

-У вас на столе лежат таблички, я буду читать слова, а вы под соответствующим номером будете писать либо Ь, если это слово пишется с ним, и ставить прочерк, если без него.

Слова: 1. идёшь, 2. с крыш, 3. лечь, 4. луч, 5. дочь, 6. отрежь, 7. из училищ, 8. врач, 9. полночь, 10. плащ.

Взаимопроверка: обменяйтесь листочками, я буду читать правильные ответы, а вы оцените работы друг друга по данной шкале: 1. Ь, 2.-, 3. Ь, 4.-, 5. Ь, 6. Ь, 7.-, 8.-, 9. Ь, 10.-. Оценивание: «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5 и более. Сдайте листочки с оценками.

Остров незабудок:

-Какое правило мы не должны забывать при написании частицы «НЕ» с глаголами? (проверка домашнего задания – загадки с «НЕ»)

Окончание путешествия:

Итак, ребята, поздравляю вас! Вы прибыли на остров Знание и доказали, что вы действительно владеете знаниями и отличная команда. Я подведу итоги и выставлю вам оценки. А еще я желаю вам всем всегда так удачно путешествовать по морю Орфографии и интереснейшей стране, имя которой Русский язык!

Author: Nataly