Версия сайта для слабовидящих

Использование современных технологий на уроках иностранного языка

Автор: Мартыненко Н.Н.. Опубликовано в Гуманитарные науки

Использование современных технологий на уроках иностранного языка (из опыта работы учителя иностранного языка Мартыненко Н.Н.)

Одно из важнейших требований, выдвигаемых образованию 21 века, - формирование мобильной личности, способной успешно контактировать с представителями любой культуры. И в данном аспекте значение владения иностранным языком трудно переоценить. Современная педагогика предлагает в качестве решения данной проблемы личностно-ориентированный подход к обучению.

Проблематизация обучения рассматривалась в работах таких ученых как В.Т.Кудрявцев, И.А.Зимняя, С.В.Юткина, Е.В.Ковалевская, Л.И.Колесник. Механизм вскрытия проблемы был конкретизирован в работе Л.И.Колесник «Проблематизация учебного текста и заданий к нему», где автором представлены методы проблематизации: 1) текста; 2) заданий к тексту; 3) текста и заданий к тексту (в целом).

Исходя из теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и социальных условий в моём образовательном учреждении, в рамках технологии личностно-ориентированного обучения считаю наиболее эффективными в свой работе следующие методы и приёмы: 1) создание ситуации успеха, 2) создание ситуации выбора и формирование общеучебных умений с учетом особенностей и индивидуальных способностей ученика, 3) игровые методы, 3) рефлексивный метод, 4) рациональное домашнее задание (при задании на дом называю тему и объем задания с подробным разъяснением, как следует рационально организовать свою учебную работу при его выполнении), 5) дифференцированное домашнее задание «на выбор», 6) «проблематизация» учебного материала, 7) метод эвристического наблюдения, 8) метод конструирования правил, 9) метод взаимопроверки, 10) интеграция учебного материала и реализация межпредметных связей с географией, историей, обществознанием, экологией, искусством (МХК), литературой.

Создаю ситуацию успеха посредством мотивации учащихся, сообщая учащимся цели урока и формулируя их более конкретно относительно изучаемой разговорной темы и привлекательно для обучаемых: If you read the text, you will find out what character traits have given the sportsman the chance of success. Прочитав текст об известном спортсмене, вы сможете отыскать и перечислить те его качества, которые позволили ему добиться успеха.

Создание ситуации выбора, или стратегия «обязательное плюс факультативное», описанная П.Ур, открывает большие возможности. Я предлагаю классу некоторое количество учебных заданий, часть из которых является обязательной и должна быть выполнена всеми учащимися. Другая часть является факультативной и выполняется учащимися в том объеме и на том уровне трудности, который они сами себе определят. При этом основная часть задания доступна всем ученикам, включая самых слабо подготовленных. Таким образом, каждый выполнит свою работу успешно при разном объеме работы и уровне сложности. В качестве способа включения в речемыслительную деятельность учащихся разного уровня обученности использую задания открытого типа.Например, прочитать текст и записать то, что запомнили. Затем сравнить свои записи с записями соседа. Высказывания школьников будут существенно различаться объемом и качеством. Разноуровневые задания применяю и для комплексного обучения разным видам деятельности, например изучающему аудированию и письму.

В 4 классе проблемные задания удобны при разборе грамматического материала: «Глагол «быть, находиться» (to be) в английском языке в настоящем времени имеет три формы: am, is, are. Посмотрите внимательно в текст и определите, когда применяется каждая из этих форм». При работе в среднем звене использую способ проблематизации непроблемных учебных заданий.

Если текст снабжен заголовком, иллюстрациями, то использую их для развития прогностических умений учащихся: 1) прочтите заголовок текста и внимательно рассмотрите иллюстрации; 2) не читая текста, попробуйте угадать, о чем идет речь; 3) запишите свои предположения (на иностранном или родном языке); 4) подтвердите или отклоните свою первоначальную версию. Для снятия трудностей в понимании содержания текста предлагаю выполнить серию языковых упражнений, в которых формируется языковая догадка, навыки словообразования: 1) определите, от каких слов образованы следующие сложные слова; 2) догадайтесь, от каких глаголов образованы данные существительные; 3) определите значение слова по контексту.

Использую метод конструирования правил. Например, тема урока «Образование простого прошедшего времени (Past Simple). Правила чтения окончания [ed] правильных глаголов». Задание: Окончание [ed] правильных глаголов имеет 3 варианта звучания. Прослушайте 3 ряда правильных глаголов, употребленных в Past Simple. Ознакомьтесь со списком правильных глаголов в Past Simple. Определите, по каким признакам их можно классифицировать и попытайтесь сформулировать правило чтения окончания [ed] правильных глаголов.

Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения.

Они обеспечивают осмысление и рефлексию процесса учения, переносят центр тяжести с преподавания на учение и самообразование. Неоценимую помощь мне оказывают, в первую очередь, аудиоприложения и компьютерные обучающие программы к авторским УМК, и цифровые образовательные ресурсы, которые можно использовать в разных классах для разных УМК.

Особую роль играет на моих уроках интерактивная доска. Так, использование интерактивной доски для создания атмосферы Лондона и искусственной языковой среды в начале урока способствует повышению познавательного интереса к достопримечательностям столицы изучаемого языка, а применение её для активизации лексики посредством установленной программы диска «Витаминный курс. Английский язык. Расширяем словарный запас. 5-8 класс» развивает внимание, память, языковую догадку, позволяет закрепить лексический материал в сжатые сроки.

Фонетическую зарядку, активизацию навыков говорения, а также на повторение лексических и грамматических единиц, позволяет организовать мультимедийное приложение к УМК “Enjoy English” (2-4 классы). При этом один учащийся может выполнить задание с помощью интерактивного пера, а второй осуществить его проверку и корректировку.

Участвуя с 2012 года в апробации нового УМК “Happy English.ru” (авторы К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман) для 2 класса, готовлю самостоятельно поурочные презентации с интерактивными функциями. Так, в качестве эксперимента я решила включать в презентации к урокам пошаговое чтение слов, данных в учебнике. Сохранив предложенный авторами УМК цветовой условный формат букв (гласные – красным цветом, согласные – синим цветом), я превратила каждое слово в набор воздушных шаров, поочередно выплывающих на слайде. При этом, в зависимости от вышеуказанных проблем каждого ученика, при появлении каждого шара прошу одних указать названия букв, других – озвучить, как эти буквы читаются по отдельности, затем две вместе, три вместе и т.д. Такой приём полезен при начальных правилах чтения – с закрытым слогом. При переходе на изучение открытого слога большинство учащихся уже избавляются от своих трудностей и могут воспринимать слова как единое целое из группы слогов, не теряя при этом знание отдельных букв и способов их чтения.

Личностно-ориентированный подход является гарантией гибкости в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.

Так, сохраняется ежегодная позитивная динамика качества знаний по немецкому языку за межаттестационный период: 2009-2010 год – 5-й класс – 75%, 2010-2011 год – 6-й класс – 75%, 2011-2012 год – 7-й класс – 75%, 2012-2013 год – 8-й класс – 75%. В 2009 году средний балл по ЕГЭ выпускников по английскому языку составил 55,5 балла, что выше среднекраевого уровня – 52,8 балла, а лучший балл на экзамене составил 77 баллов.

Благодаря реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку и сотрудничеству с педагогами школы, команда из пяти старшеклассников вошла в число победителей муниципального этапа конкурса социальных проектов школьников в рамках X Всероссийской акции «Я – гражданин России» в 2010 году. В феврале 2009 года ученица 11 класса Дикова Оксана заняла 1 место на муниципальном этапе и стала участницей зонального этапа XII научно-практической конференции в секции «Иностранные языки», представив исследовательскую работу “The State Historic Museum in Moscow”. В 2011 году ученица 9 класса Шевчук Ирина заняла 1 место на зональном этапе научно-практической конференции «Эврика» и представила на очном краевом этапе исследовательскую работу «Ложные друзья переводчика» в секции «Лингвистика».

Реализация личностно-ориентированного подхода позволила повысить познавательный интерес учащихся и подготовить 12 участников краевого конкурса письменного перевода «Волшебное перо», при этом 5 обучающихся стали призёрами конкурса в 2009 и 2010 годах.

Благодаря проведению интегрированных уроков и использованию компьютерных технологий привлекаю своих учеников к участию в творческих конкурсах. За период с 2010 года подготовила 1 победителя регионального этапа и участника заключительного этапа VII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!», 2 победителей районного конкурса мультимедийных разработок среди учащихся, победителя муниципального этапа краевого смотра-конкурса «Зеркало природы» и победителя муниципального этапа краевого творческого конкурса-фестиваля «Креатив инициатив», победителя муниципального этапа Краевых Гагаринских чтений.

В 2009-2010 учебном году материалы урока “Earth is our Planet” («Земля – наша планета») – творческие проекты учащихся 7 и 9 класса как итоговые домашние работы – были использованы для участия во Всероссийской акции «Задай вопрос Янну-Артюсу Бертрану», проходившей в рамках Международного образовательного проекта «Home. Свидание с планетой».

Author: Nataly