Версия сайта для слабовидящих

Из опыта работы по проведению тематических контрольных работ по химии

Автор: Роганова С.В.. Опубликовано в Естественные науки

Автор разработки: Роганова Светлана Викторовна, учитель химии МБОУ «СОШ № 10» первой квалификационной категории

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК, 2012 год

1 место в номинации «ВНИМАНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ», приказ управления образованием муниципального образования Тбилисский район от 17 апреля 2012 года № 223 «Об итогах муниципального конкурса методических и дидактических материалов, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик».

Тематические контрольные работы предназначены для практической поддержки программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна.

Материал, содержащий задания и расчётные задачи, может быть использован как для организации самостоятельной работы учащихся на уроке, проверки усвоения ими учебного материала, так и в качестве индивидуальных домашних заданий. Задания составлены таким образом, что позволяют поэлементно отработать навыки учеников, а учителю получить полную картину о степени усвоения каждым из них необходимых умений и навыков.

Контрольные работы рассчитаны на академический час и позволяют проверить качество знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам учебной программы. Все работы являются комбинированными, состоящими из двух частей, что позволяет приблизить их к структуре контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации для учащихся 9 классов и единого государственного экзамена для учащихся 11 класса. Выполняя контрольные работы в едином стиле, учащиеся приобретают опыт работы с подобными материалами.

Часть А – тестовые задания с выбором одного правильного ответа на каждый вопрос или на соотнесение. На выполнение этой части работы рекомендуется отводить 15 – 20 минут.

Часть Б – задания со свободной формой ответа, которые предусматривают дополнение пропущенного, расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, написание уравнений реакций и т. д.

Учитель может провести контроль знаний учащихся, предлагая им только одну часть работы (часть А или Б). Задания части Б могут быть использованы полностью или в виде отдельных заданий при составлении тематических индивидуальных дидактических карточек для учащихся, а также для проверки и закрепления знаний, умений и навыков на отдельных этапах урока или в качестве домашнего задания.

Каждая контрольная работа оценивается в 50 баллов. Каждое тестовое задание с выбором одного правильного ответа и на соотнесение оцениваются двумя (иногда больше) баллами. Заданий со свободной формой ответа (ответ конструирует ученик) меньше, но они оцениваются гораздо более высоким баллом. Их оценка проводится не только за полностью правильный ответ (максимальный балл), но и за выполнение отдельных этапов и элементов задания. Учителю целесообразно при проверке работы разделить каждое задание на отдельные этапы (шаги) и в том случае, если оно выполнено не полностью, производить пошаговую оценку.

Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки

0 – 17 баллов – «2» (0 – 34%)

18 – 30 баллов – «3» (36 – 60%)

31 – 43 балла – «4» (62 – 86%)

44 – 50 баллов – «5» (88 – 100%)

При записи ответов в тетрадях учащимися во время контрольной работы тратится очень мало времени, если при проведении первой контрольной работы в 8 классе учитель даст чёткую инструкцию по оформлению работы. Возможна следующая форма записи:

Контрольная работа № …по теме «…».

Вариант …

Часть А

Вопрос  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ответ

Часть Б

Так как для выполнения контрольных работ по химии рекомендуется использование тетрадей в клетку, то необходимость чертить таблицу для ответов части А отпадает: ответы записываются под номером задания.

Каждый вариант всех контрольных работ оформлен на одной стороне листа для облегчения работы учащихся. В качестве дополнительных материалов каждому учащемуся выдаются: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд активности металлов и таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде.

Тестовая форма контроля с выбором ответа и традиционные вопросы и задачи позволяют лучше подготовить выпускника к сдаче экзамена в формате ГИА или ЕГЭ, приучает учащихся внимательно прочитывать задания, привыкать к структуре текста, градации заданий по уровню сложности и типу ответа.

Список используемой литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003.
  3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Габриелян О.С. Химия. Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян,
  7. И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003.
  8. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: К учебнику О.С. Габиеляна «Химия. 8 класс»/ Н.С. Павлова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  9. Присягина И.Г. Контрольные работы по химии: 9 класс: К учебнику О.С. Габиеляна «Химия. 9 класс»/ И.Г Присягина, Л.В Комиссарова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  10. Контрольно-измерительные материалы ГИА и ЕГЭ.
Author: Nataly