Версия сайта для слабовидящих

Отчёт об использовании современных технологий на уроках химии

Автор: Роганова С.В.. Опубликовано в Естественные науки

Использование современных технологий на уроках химии (из опыта работы учителя химии МБОУ «СОШ № 10» Рогановой С.В.)

Для осуществления проблемного обучения я использую приёмы создания проблемных ситуаций – постановку проблемных вопросов, задач, опытов, приёмы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций – высказывание предположений о причинах явлений, о связях между понятиями, величинами, приёмы доказательства учебных гипотез – доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, результатов учебно-исследовательских опытов, приёмы формирования новых учебных выводов и обобщений. При изучении органической химии предлагаю учащимся отыскивать причинно-следственные связи в явлениях и рассматривать их не как случайные, а как вызываемые действием определённых факторов.

Использование методов проблемного обучения начинаю уже на первом году обучения химии, то есть с восьмого класса. С первых уроков знакомлю учащихся с основными химическими понятиями и законами, расширяя знания о строении веществ и их свойствах. Таким образом, оперируя основными положениями «Атомно-молекулярного учения», учащиеся достаточно активно участвуют в решении проблемных вопросов и задач при изучении основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества и других. При постановке проблемных задач привлекаю слабоуспевающих учащихся к ответам на более лёгкие вопросы, поощряя их ответы и создавая тем самым стимулы для дальнейшего участия в размышлениях над более сложными проблемами.

Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и т.п.

На уроках по изучению свойств оксидов, оснований, кислот и солей ставлю проблему перед учащимися в ходе выполнения исследовательских, лабораторных задач с последующим обобщением знаний по этим темам. Так, например, на уроке «Соли аммония» (9 класс) предлагаю задания по ознакомлению со свойствами солей аммония, учащиеся делают выводы об общих физических свойствах и характерных химических свойствах солей аммония.

Большое значение в химии имеет понимание генетической связи между неорганическими и органическими веществами. Добиться положительных результатов можно быстрее, если вначале выяснить характерное строение веществ данного класса и их химические свойства, а потом на этой основе выявить генетические связи с другими классами соединений. Если в основу урока (8 класс) по теме «Генетическая связь между различными классами неорганических соединений» заложить проблемную задачу в форме демонстрационного опыта, то ученики сами придут к выводу о существовании взаимосвязи между веществами разных классов в их строении и свойствах.

Для того чтобы реально можно было использовать возможности современного мира в преподавании своего предмета, на протяжении нескольких лет занимаюсь созданием благоприятного климата в учебном кабинете. Кабинет химии оборудован компьютером, мультимедийным проектором, принтером. Это позволяет реализовать различные формы обучения.

Информационно-коммуникационные технологии являются для меня источником дополнительной информации при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. Мною разработан ряд уроков, на которых новый материал преподносится через компьютерные презентации.

Использую готовые программы, например, выпущенные издательством «Просвещение». Эти программы позволяют увидеть химический процесс подробнее и дают возможность показать опыты, которые в силу своей специфики нельзя проводить реально, т.е. опасные или запрещенные опыты. Помимо демонстрации программ активно привлекаю ребят к проектной деятельности для самостоятельной работы и оформлению собственного опыта через презентации. Работу строю как индивидуально, так и по группам, что дает возможность учащимся развивать проектное виденье проблем. Осуществляю индивидуальный контроль знаний через компьютерные задания готовых разработанных программ.

Разрешение проблемных ситуаций под руководством учителя заставляет учащихся сравнивать, обобщать, анализировать явления, а не просто их механически запоминать. Процессы выдвижения и разрешения проблемных ситуаций, представляют собой непрерывную цепь, так как при выдвижении проблемы одновременно начинается её решение, которое в свою очередь, ведёт к постановке новых проблем. То есть осуществляется противоречивый и непрерывный процесс активного познания новых научных понятий. Используя на уроках методы проблемного обучения, я убедилась в том, что они способствуют развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся, формированию их мировоззрения, интеллектуальному развитию, и как следствие этого, повышению качества знаний.

В результате применения мною указанных технологий при 100% обученности прослеживается положительная динамика качества знаний по химии: 2009-2010 год – 8-й класс – 64%, 2010-2011 год – 9-й класс – 64%, 2011-2012 год – 10-й класс – 65%. В 2011 году средний балл учащихся 9 класса на государственной итоговой аттестации по химии составил 24,7 балла при среднекраевом показателе 21,8 балла. В 2013 году – 28,5 и 25,7 соответственно. В 2013 году средний балл учащихся на едином государственном экзамене составил 77 баллов при среднекраевом 73, 6 балла. Подготовила победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2011 году.

С 2008 по 2011 год участвовала в работе муниципальной экспериментальной площадки МБОУ «СОШ № 10» «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы». В 2010 году подготовила 12 участников игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа», из них 2 стали призёрами районного уровня.

Работая над развитием интеллектуальных способностей обучающихся, использую методы проблемного и проектного обучения, в результате чего 1 ученица стала участником районной научно-практической конференции школьников. В 2011-2012 учебном году разработала и реализовала социально значимый проект по озеленению школьных кабинетов и коридоров. Практическая деятельность школьников по созданию зелёного уголка школы позволила учащимся изучать природу не только по учебникам, но и по собственным наблюдениям. Благодаря данному проекту повысилась творческая активность обучающихся, сформированы умения строить межличностные отношения в малых рабочих группах. В 2012-2013 учебном году мною разработан и реализован социально значимый проект «Экологический паспорт школьных кабинетов», в результате которого созданы индивидуальные экологические паспорта кабинетов школы и рекомендации экологической направленности по улучшению состояния кабинетов.

Author: Nataly