Версия сайта для слабовидящих

Урок химии. Соли аммония

Автор: Роганова С.В.. Опубликовано в Естественные науки

Урок химии в 9 классе по теме «Соли аммония».

Цель урока: изучить соли аммония.

Задачи урока: образовательные – изучить состав солей аммония, повторить общие химические свойства солей на примере солей аммония, раскрыть специфические свойства этих солей, обусловленные ионом аммония; изучить практическое применение солей аммония; углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция;

развивающие – развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний, развивать коммуникативные способности, умение предъявлять результаты групповой деятельности;

воспитательные – способствовать воспитанию экологической грамотности у учащихся, активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, практическая.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

Оборудование: индикаторы, маркеры, спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, химические стаканы, стеклянные палочки, мерная колба.

Реактивы в виде растворов: гидроксид аммония, азотная кислота, сульфат аммония, хлорид аммония, карбонат аммония, хлорид бария, нитрат серебра, нитрат калия, соляная кислота, гидроксид натрия. Кристаллические вещества: сульфат аммония, хлорид аммония, карбонат аммония, дихромат аммония, нитрат аммония.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Тест (1 вариант – азот, 2 вариант – аммиак)

1.Газообразный при обычных условиях

2.Не имеет запаха

3.Бесцветный

4.В воде малорастворим

5.Степень окисления азота -3

6.В воздухе не горит

7.Горит в кислороде

8.Взаимодействует с кислотами с образованием солей

9.В молекуле между атомами ковалентная полярная связь

10.Взаимоотношение с водородом в присутствии катализатора

11.Он является важнейшим биогенным элементом.

12.Водный раствор имеет щелочную среду

13.Он проявляет преимущественно восстановительные свойства

14.10%-ный раствор его называется нашатырным спиртом

(Обмениваемся тетрадями, проверяем).

азот аммиак
1, 2, 3, 4, 6, 10, 11, 13 1, 3, 5, 7, 8, 9, 12, 13

Раствор аммиака в воде даёт щелочную реакцию. Демонстрация изменения окраски раствора индикаторов – фенолфталеина и метилового оранжевого – в малиновый и жёлтый соответственно.

Для нейтрализации раствора щёлочи воспользуемся раствором серной кислоты. Что образовалось в результате реакции? Запишите уравнения химической реакции, дайте названия полученным веществам. Какому классу веществ относится сульфат аммония?

Изучение нового материала

Запись даты и темы урока в тетради.

Определение солей аммония (состоят из катионов аммония и анионов кислотных остатков)

Физические свойства солей аммония (твёрдые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде). Опыт: растворение сульфата или хлорида аммония.

Способы получения солей аммония: взаимодействие аммиака с кислотами, взаимодействие гидроксида аммония с кислотами. Запись уравнений реакций у доски и в тетрадях.

Химические свойства: диссоциация в растворе, взаимодействие с щелочами при нагревании с образованием аммиака – качественная реакция на ион аммония. Л. о. 9. Распознавание солей аммония, разложение при нагревании с образованием аммиака

Применение солей аммония.

Сообщение учащихся

Выводы к уроку:

Соли аммония образованы катионами аммония и анионами кислотных остатков

По физическим свойствам они похожи на соли щелочных металлов, особенно калия

Качественная реакция на катион аммония – взаимодействие со щелочами при нагревании, выделяющийся газ имеет характерный запах и окрашивает фенолфталеиновую бумажку в малиновый цвет.

Домашнее задание: § 26, в. 2 (письменно), в. 3 – для сильных учащихся.

Author: Nataly